Социологи определили самую затронутую кризисом часть населения РФ
1 октября 2022, 21:56 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]
Удивительно, но средний класс, в отличие от небогатого населения, больше всего подвержен влиянию экономических кризисов. Самым взволнованным слоем населения являются миллениалы и зумеры, а не более старшее поколение.
Страта (социальная группа или слой) – это то, от чего проистекает потребительское поведение в РФ в период кризисов. К ней относятся различные люди, будь то возрастная или доходная группа. Именно страта является источником этого поведения, а не природа кризисов или течение экономических потрясений. Наиболее рациональны в своих выборах и поведении пожилые люди и бедное население, как утверждают эксперты «М-Холдинга» (туда входит исследовательская компания «Ромир») в рамках проведенной им конференции «Трансформация Мира и Человека» (состоялась 29 сентября в РЭУ им. Плеханова).
Основатель «М-Холдинга», президент «Ромира» Андрей Милехин утверждает, что обществу требуется около 2-х месяцев для адаптации к кризису.
Эксперт утверждает, что 3 основных класса – бедные, средний класс и богатые – повторяют свое потребительское поведение в условиях любого кризиса (пандемический, санкционный и другие).
Андрей Милехин объясняет, что существуют товары-индикаторы. Когда на них резко подскакивает спрос среди беднейшего населения – это становится тревожным звонком, который говорит о потребительской панике. Среди этих товаров стиральный порошок и дешевые макароны (раньше это были мыло и хлеб). Очевидно, что это 2 главных товара, которые требуются для поддержания жизнедеятельности. «Но в последние кризисы государству и бизнесу удается удержать общество от полной потребительской паники, которая идет от бедных слоев населения. Последний раз мы фиксировали ажиотажный спрос на товары-индикаторы в 2008 году», — уточнил он.
Почему же беднейшее население не паникует так сильно, как другие слои в момент кризиса? Ответ заключается в том, что в России существует традиционный «предохранитель» - сбережение трудовых навыков производства продуктов питания, возможность вести личное подсобное хозяйство, посадка огорода. «Половина населения живет в малых городах и сельской местности, треть населения страны сама воспроизводит до половины продовольственной корзины. За счет этого бедное население менее уязвимо в кризисы», — пояснил Милехин. Минфин отмечает, что социальные выплаты поддерживают доходы нуждающихся граждан. Об этом говорится в «Основных направлениях» бюджетной политики на 2023–2025 годы. Росстат сообщает, что во втором квартале объем соцвыплат составил 4,1 трлн рублей (21,2% в структуре доходов населения).
Стоит отметить, что представители среднего класса, имея высокие зарплаты и привычку к городским сервисам, предпочитают магазины даче. Выбирают каршеринг и такси вместо своей машины. «Но при потере дохода в кризисы такая стратегия приводит к тому, что они резко лишаются привычного уровня потребления», — объясняет исследователь.
Единый подход для измерения границ среднего класса пока не найден. На 2018 год доля среднего класса в России определялась 30% (так утверждают специалисты Альфа-Банка). В НИУ ВШЭ говорят, что до пандемии средний класс составлял 24% от работающего населения. Разгар пандемии 2020 года уменьшил эту долю на 1,5%. Наличие высшего образования и среднего дохода не ниже 1,25 от медианного дохода по региону – таковы критерии специалистов ВШЭ для определения среднего класса. То есть, это владение определенной профессией. Бывший ректор этого вуза Ярослав Кузьминов в интервью РБК говорил о том, что уменьшение доходов среднего класса может оставить Россию без ощутимого увеличения темпов экономического роста.
Поведение богатых в кризис также отличается: если рестораны были закрыты в пандемию, то богатые увеличивали количество приобретаемых продуктов. Недоступен шопинг в других странах мира из-за закрытых границ - повышаем премиальность товаров.
Частичная мобилизация в России, объявленная 21 сентября, сдержанно повлияла на потребительский спрос при усиленном сберегательным поведением, как написали экономисты «Ренессанс Капитала» 30 сентября. «Мы полагаем, что объявленная частичная мобилизация окажет негативное влияние на внутренний спрос, как на товары, так и на услуги, препятствуя продолжению наметившегося восстановления, которого мы ожидали ранее», — объясняют они.
Старшие поколения лучше привыкают к кризисам по причине того, что сталкивались с ними не раз в жизни. Военные конфликты, валютные кризисы, августовский путч, девальвацию рубля – всё это пережили те, кто встретил молодость в эпоху «оттепели» (сейчас старше 80 лет), и бэби-бумеры (родившиеся примерно с 1940-го по 1959 годы). Это действительно сильные экономические и геополитические потрясения.
«Для старшего поколения нивелирована ценность денег, для их спокойствия важнее — достаточные запасы товаров и владение какими-то вещами. Для них не представляют ценности и развлечения в отличие от молодого поколения», — объясняет исполнительный директор «М-Холдинга» Инна Караева. Интересно, что в кризисы эти два старших поколения тратят больше и увеличивают средний чек. При этом, как показали данные «Ромира», тратятся эти люди не слишком сильно: они привыкли экономить.
Поколение Z (или «зумеры», годы рождения с 1997-го по 2012 год) в период кризиса всегда тратят меньше и переносят часть трат на своих родителей — поколение X (родившиеся с 1960-го по 1980 годы).
Поколение Y (или миллениалы, годы рождения с 1980-го по 1996-й), склонны к сбережениям, редко тратятся, но средний чек при этом закономерно увеличивается.
Если упростить, взрослое поколение склонно к более рациональному потреблению, в то время, как молодые больше подвержены панике, как объясняет Караева.
«Новостная повестка по-разному влияет на разные поколения с точки зрения «истеричности» потребительского поведения. Если представители «оттепели» привыкли к постоянным событиям и идут закупаться впрок, то молодежь (зумеры и миллениалы) больше поддается панике и бросается из крайности в крайность: либо перестает тратить деньги вообще, либо тратит все, не имея запаса на будущее», — говорит Инна Караева.
Специалисты «М-Холдинга» наблюдают за изменениями индекса потребительской уверенности с первой недели после объявления спецоперации и жестких санкций. Тогда его значение составило минус 18, а затем колебалось в меньше степени. С появлением новости о частичной мобилизации (с 19 по 25 сентября, 38-я неделя с начала операции) значение индекса упало до минимума — минус 19. Эксперты пока не заметили резкого увеличения затрат потребителей или других отчетливых изменений их поведения. Как считает Караева, далее люди обратятся к более рациональному потреблению, уменьшат покупки в премиальных сегментах и обратят внимание на продукцию отечественных торговых марок.