> Что обещает новая программа вооружения: подводная лодка против авианосца - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Что обещает новая программа вооружения: подводная лодка против авианосца

23 января 2022, 21:04 [«Аргументы Недели», Вадим Кулинченко ]

Попавшееся мне на глаза интервью первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрея Ельчанинова о новой ГПВ, вызвало у меня повышенный интерес. Меня, как военного моряка, больше всего интересовали флотские вопросы. Изучив внимательно интервью, я пришёл к своим умозаключениям.

Прежде всего, меня порадовало то, что в течение 2022-23 годов на площадке коллегии ВПК будут сформированы рабочие группы, в том числе и по ВМФ, где детально будут рассмотрены предложения госзаказчиков с учётом их потребностей и возможностей предприятий оборонки. Надо понимать, что вопросы ВМФ будет решать всё та же ОСК (объединённая судостроительная корпорация), здесь, естественно, возникает вопрос – кто будет входить в эти рабочие группы?

Огорчает то, что совершенно не соблюдаются сроки выполнения оборонзаказа по различным причинам.

Вопрос строительства отечественного авианосца (АВ) муссируется много лет. Прозвучал он и в этом интервью. В ответе на этот вопрос нет конкретики, но… «сейчас идут работы по оценке финансовых и технологических рисков при строительстве такого корабля. Продолжаем работы над обликом перспективного авианосца».

Этот вопрос связан с другим вопросом, а именно, с автономными необитаемыми аппаратами. «Тематика работ обширная, многое имеет закрытый характер. По подводным беспилотникам работы продолжаются – мы ожидаем появления новых образцов, которые смогут перемещаться в Мировом океане на удалении до 1 тыс. км от места погружения. Работаем над развитием целой линейки беспилотных погружаемых аппаратов».

При объединении этих двух вопросов невольно возникает третий – а будет ли столь актуален вопрос об авианосцах в 2033 году, как сейчас?

На поверхность невольно всплывает так и не решённое до сих пор положение – подводная лодка против авианосца.

На память приходит случай 1968 г. с советской АПЛ «К-10» и АВ США «Энтерпрайз», когда  необнаруженная АПЛ провела 13 часов под днищем АВ.

Вот как коротко в несколько строк юмористы из экипажа «К-10» изложили суть этой истории с условной атакой «Энтерпрайз»:

                 «Недавно Пентагон решил подбросить

                    Сюда крупнейший свой авианосец.

                    В Москве кривую провели –

                    И вмиг Мыколу навели.   

                    Подводники! Мотай на ус:

                    Один храбрец похерит весь АУС!»

Появившаяся в 80-х годах прошлого века АПЛ проекта 705 («Лира») малого водоизмещения, получившая название «лодка – истребитель», уже в единоборстве превосходила АВ, но в связи с развалом СССР работы при содействии американцев в этом направлении были прекращены.

С тех пор не только совершенствовались корабли, но  и оружие против них.

Появление ракет с подводным стартом, базирующихся на подводных беспилотных аппаратах упрощает борьбу с надводными кораблями. В таких условиях престижность авианосцев падает.

АУС (авианосно-ударное соединение) требует больших финансовых затрат, а это немаловажный фактор в эпоху экономического кризиса. И, возможно, менее затратные подводные лодки (аппараты) победят их в бескровном мирном споре – кто важнее в борьбе на море?

В обсуждаемой ГПВ немаловажен и вопрос о специальных спасательных системах. Ведь они нужны не только в военное, но и в мирное время. Извлечены ли уроки из трагедии АПЛ «Курск»? А. Ельчанинов дал положительный ответ на этот вопрос: "На флотах аппараты с функциями спасения экипажа присутствуют, их закупили. Линейка развивается, работа по совершенствованию подобной техники продолжается".

Но подобный ответ не вызывает почему-то оптимизма у моряков. Закупить это одно, но правильно использовать и применять это другое, что подтверждает многочисленная практика.

В общем, обсуждение ГПВ до 2033 года вселяет надежды, что ошибки прошлого будут в ней учтены.

В заключение хочу привести слова двух, просивших не называть их, специалистов в области авиапрома, такое относится и к судостроению, о котором много говорят в последнее время в положительном свете.

На вопрос – что нужно сегодня сделать, что бы авиация и впредь могла решать такие задачи, как моментальная переброска миротворцев в Казахстан? Они ответили так: "Вернуть Советскую власть! А если не её, то хотя бы те подходы, которые существовали тогда. До тех пор, пока отраслью будут руководить экономисты, финансисты (пресловутый А. Сердюков)  и юристы, ничего хорошего не будет. Во главе всего процесса должны стоять конструкторы и производственники…"

Я с этим полностью  согласен. И в реализации ГПВ должны стоять люди именно этого призвания. Тогда будет толк!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте