Святой архиепископ Лука: священник, хирург и спаситель человеческих жизней
9 мая 2021, 19:10 [«Аргументы Недели», Александр Крохмаль ]
Медики по праву считаются вторыми по важности героями войны, если не первыми. Если солдаты сражаются, то врачи спасают жизни этих самых солдат. Стоит упомянуть в сегодняшний день одного из тех, кто спасал людей от смерти без всякой корысти и личных интересов. Это был человек, который был по праву причислен к лику святых. Речь идёт о святом архиепископе Луке, также известном, как Валентин Войно-Ясенецкий, хирург и профессор. Люди едва ли не обожествляли его при жизни. Считали его дарования истинным Божьим даром. Родился он ещё в 1877 году и успел пожить в царское время. Но основные его подвиги свершились уже в эпоху Советской власти.
Епископ Лука всегда хотел стать врачом, причём не знаменитым, а земским. Скромность всегда была неотъемлемой чертой его характера. Хотя его одногруппники из ВУЗа считали его настоящим даровитым учёным и даже пророчили ему мировую известность. Валентин Феликсович работал над исцелением ран ещё во времена Русско-Японской войны, а затем уже в Первую Мировую. До 1917 года его работа протекала в земских больницах. После Октябрьской революции начался самый тяжёлый период во всей жизни святого Луки. Приход Советской власти ознаменовал перемены, и не в лучшую сторону. На всех, кто считался нелояльным, устраивали гонения. Будущий епископ прошёл через настоящий ад, устроенный чекистами. В 1919 году его арестовали, уже в 23-м направили в Бутырку, а затем в Красноярск. В 1930-м его снова арестовали и сослали в Архангельск. В 1937-м на Войно-Ясенецкого завели дело о якобы принадлежности его к Ватикану. 13 дней его пытали в застенках ГПУ, а затем отправили снова в Красноярск на 5 лет.
Архиепископа никогда не принимали приспешники Советской власти. Они всегда стремились обвинить его во всех грехах и в шпионаже. Порою дело даже доходило до физических избиений. Однако несмотря на все невзгоды, будущий святой так и не сломался, и продолжил своё истинное служение людям. Его целительский дар вызывал восхищение ещё в царскую эпоху. Люди, общавшиеся с Валентином, называли его чудотворцем. Он вылечивал такие болезни, которые в те времена считались практически безнадёжными. Например, в Енисейске святой Лука сделал экстракцию трём младенцам, больным врождённой катарактой. Он в прямом смысле даровал им новое зрение. По просьбе заведующего Енисейской больницей, всего за 2 месяца жизни в городе он сотворил много сложных и ответственных операций, как хирургических, так и гинекологических. Он принимал пациентов не только в больнице, но и у себя на дому. Люди очень доверяли ему из-за его отличного чувства юмора и невероятной доброты. Нередко они заявляли, что в присутствии Луки чувствуют особенное тепло, исходящее от души святого.
Впоследствии, архиепископ проявил себя во время Великой Отечественной. Он без сомнения и слабостей работал над самыми сложными ранами и продолжал спасать людей от гибели. Один из бойцов на Курской Дуге, Аркадий Кочнев не раз расхваливал святого Луку. Сам Кочнев в детстве тяжело болел остеомилелитом (серьёзным воспалением костного мозга). Никто из местных медиков не мог сделать ему операцию. Тогда мама отвезла Аркадия к священнику, который сделал операцию и полностью спас ему руку. Уже во время Великой Отечественной этот мальчик, будучи уже бойцом советской армии, сражался против нацистов. Спасая своего друга, он получил сквозное ранение правой грудной клетки. Была задета печень. Многие медики думали, что он уже не выживет. Вскоре его доставили в госпиталь 1515, где как раз оперировал архиепископ Лука. Как рассказывает Аркадий, когда он очнулся, то подумал, что видит перед собою Бога. А только затем он узнал в нём того самого доктора-священника, спасшего ему руку ещё в детстве. В 1943 году Кочнев поправился и стал преуспевающим инженером. Это была очередная из тысяч жизней, которую сумел спасти и сохранить великий архиепископ.
Коллега святого Луки, врач В.Н.Зиновьева, не раз отмечала невероятный уровень работы Войно-Ясенецкого. Она утверждала, что он умел не только резать и зашивать, но ещё и распространял вокруг себя некую ауру доброты. Он чётко помнил фамилии каждого из раненых, общался с ними по-дружески, знал всех в лицо. Коллеги любили его, ценили и уважали, и никогда не допускали очернения его имени. Никто, кроме архиепископа не умел так мастерски управляться с остеомиелитом. «Это был волевой, умный и мудрый человек», - говорила про святого Луку начмед госпиталя 1515 Н.А.Бранчевская, «Прост до величия, великий хирург. Подобного ему ни в жизни, ни на фронте, так встретить и не удавалось». Доктор Суходольская В.А. отмечала, что Войно-Ясенецкий сильно страдал, когда не удавалось спасти жизнь пациентов. По её словам, он слишком болезненно воспринимал смерть каждого человека. Создавалось впечатление, что он ощущает любую смерть, словно бы общенародную потерю. Он никогда не обходился без молитв и обращался к Богу каждый день, даже невзирая на неприязненное отношение со стороны чекистов. Напомним, что любая религия в те времена была в СССР под запретом.
Советская власть никогда не любила Войно-Ясенецкого, но порою даже некоторые чекисты и представители системы преклонялись перед профессионализмом хирурга. Уже после крушения СССР, о святом Луке заговорили во всеуслышанье без всякого страха. Следовать его идеалам в нынешние дни пытаются многие отечественные врачи. В честь имени великого архиепископа даже была названа передвижная больница, представляющая собой гигантский поезд. Она так и именуется, «Святитель Лука». 14 лет она ходит до самых отдалённых станций Хакасии, Красноярского края и Кузбасса. Покойного архиепископа уважают и ценят, как врачи, так и все представители духовенства. Для многих он считается идеалом настоящего доктора, обладавшего не только высоким уровнем профессионализма, но и величайшим даром сочувствия.