Неужели аудиопроцессор Auto-Tune разрушил музыкальную индустрию?
7 мая 2021, 21:53 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]
«А давайте что-нибудь споем», - предложил 8 апреля этого года шоумен и юморист Максим Галкин заслуженной артистке России Ларисе Долиной и популярному поющему блогеру Tik Tok Вале Карнавал, которых он пригласил в свое YouTube-шоу «Музыкалити». В этом проекте встречаются известные представители двух разных поколений шоу-бизнеса и обсуждают новинки российской поп-сцены. Во время эфира Лариса Долина жестко раскритиковала практически все представленные Максимом Галкиным на суд зрителей песни (или трэки, как говорят многие).
Так в чем же была проблема столь жесткого подхода?
«Ты уверен?», - спросила Долина у Максима. «Да!», - ответил Галкин. «Ну хорошо!», - отчеканила Лариса Долина, после чего все, по очереди с Максимом и Валей пропели базовую вокальную распевку МГИК для первокурсников.
Что было дальше? Если кратко, то Валя Карнавал не попала ни в одну ноту и Лариса Долина обвинила её в неумении петь и нежелании этому учиться. Возмущенная легенда советского джаза и эстрады посоветовала тиктокеру Вале слушать музыку на английском и пойти учиться, что вызвало у нее резкое отрицание. Долина так же посоветовала Вале познакомиться с творчеством великого американского соул-исполнителя Стиви Уандера (Stevie Wonder). Но Валя еще до этого заявила, что её всё устраивает и она уже добилась в свои 19 лет всего, чего хотела.
Какой же вопрос подняла Долина, если абстрагироваться от субъективных оценок её методов общения с молодежью? Не вопрос, а скорее проблему. Проблему музыки в сегодняшней России. Этой проблемой современной музыки и поп-культуры страны эпохи поющих блогеров, Ольги Бузовой и Tik Tok без зазрения совести можно назвать отсутствие хороших песен и неумение (а, в последнее время, все чаще и нежелание) учиться профессионально пению и также профессионально овладевать какими-либо музыкальными инструментами. И если российская независимая сцена в прошедшее десятилетие, несмотря ни на что, получила какое-то интернациональное внимание (такие артисты, как ГШ - российская рок-группа, исполняющая музыку в жанрах гаражного, инди, психоделического и панк-рок, The Jack Wood - российская гараж/блюз-рок-группа, поющая на английском языке, NV - российский электронный музыкант, певица и Shortparis - российская группа, играющая в стилях post-pop, pop-noir, avant-pop, experimental, ощущающая себя в оппозиции к современной музыкальной сцене) то массовая поп - культура страны, возможно, приближается к своему кризису.
Вряд ли чисто коммерческий подход к творчеству многих современных молодых исполнителей, ставших популярными только благодаря сети среди определенной возрастной категории, может заинтересовать находящегося в музыкальном изобилии западного слушателя или обеспечить им Грэмми.
Вероятнее всего, большую роль в принятии данной ситуации обществом играют именно технологии, потому как они упростили процесс производства музыкального (читай «поп») продукта и дали возможность оказаться на сцене даже тем, у кого совсем нет слуха. Обратимся же к технологиям.
Auto-Tune — это аудиопроцессор, представленный в 1997 году компанией Antares Audio Technologies и зарегистрированный под ее торговой маркой. Этот процессор использует запатентованное устройство для измерения и изменения высоты тона звука при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.
Сомнений нет: программы вроде Auto-Tune, Vocoder и Melodyn сегодня являются неотъемлемой частью создания музыкального продукта. Именно Auto-Tune капитально изменил современную музыку и музыкантов, разделив их на тех, кто обладает талантом и тех, кому его не хватает. Программа буквально заменила роботизированным результатом то, как раньше звучали настоящие таланты и их душевно богатые голоса. Стоит отметить, что в руках настоящего музыканта и продюсера Auto-Tune – это инструмент, который, всё же, в итоге, содержит огромные возможности для создания уникального звучания и настоящего творчества. Польза этого инструмента настолько действенна, насколько талантлив художник, который его использует.
Что же происходит, когда Auto-Tune используется как программа, прикрывающая собой нежелание работать над собой и развивать свой талант (если он есть)? Происходит то, что озвучила Долина - неумение самостоятельно, без поддержки техники, петь.
По мнению многих любителей живой музыки, вряд ли можно сказать что-то хорошее о функции автонастройки программы, которая автоматически выравнивает любое непопадание в ноты. Более того, многие даже называют эту программу злом.
Итак, музыка находится в опасности? Не совсем. По крайней мере, пока. Но, глядя на количество современных исполнителей не только из России и Америки, которые вообще не используют живое пение, можно предположить, что огромный кризис в живой музыке не за горами. Кто-то даже скажет, что он уже наступил. К примеру, некоторые из современных артистов (особенно те, которые пришли на сцену из Tik Tok) признают, что абсолютно не умеют петь без Auto Tune. Более того, эти «некоторые» утверждают, что они уже и так всего достигли и все умеют и являются звездами за счет своей интернет-аудитории. А зачем же тогда чему-то учиться?
Стоит заметить, что ситуация с Auto-Tune прежде всего касается поп-сцены, потому как рок-музыка и независимая сцена этот инструмент часто не используют. Список поп-исполнителей, использующих эту технологию, обширен и легко встраивается в большую часть поп-культуры, на которую ориентируются, в основном, подростки. Не потому ли рок-музыка испытывает ощутимый упадок в популярности? Возможно.
Безусловно, отсутствие хороших песен так же определяется злоупотреблением методом Auto-Tune. Печально, когда такие исполнители гордо показывают на своих каналах, как за 5 минут они создают свои «шедевры». Звучание подобных «произведений» может запросто вызвать головную боль: представьте себе лавину назойливо откорректированной, безжизненной тональности, в которой звучат очередные «новые сенсации» поп-индустрии.
Конечно, у каждого может быть так называемая тайная слабость: кому-то из нас может нравиться какая-нибудь песня, звучание которой всецело выстроено в программе Auto-Tune. Однако, когда все эти песни звучат одинаково, потому что технология коррекции тона сделала их одинаковыми, то вряд ли можно отделаться от зуда в ушах.
Неоригинальность и однообразие современной поп-музыки уже достаточно расстраивают сами по себе, ведь каждый год множество наших радиостанций крутят сотни разных версий одной и той же песни. Это происходит, во многом, благодаря Auto-Tune и её способности «исправлять» пение до правильной тональности, превращая «идеальный» набор нот в сформулированную из них песню.
Давайте зададимся вопросом, а как мы вообще дошли до обсуждения такой, казалось бы, впечатляющей технологии? Странно говорить о том, что Auto- Tune является сравнительно новым явлением, ведь он был изобретен в 1997 году. Просто какое-то время эта технология была коммерческой тайной в музыкальной индустрии и оставалась неизвестной широкой публике.
Важно отметить и то, что программа принесла большую пользу и некоторым продюсерам, которые до момента, когда стали ее использовать, кропотливо трудились, вкладывая много времени для того, чтобы добиться наилучших вокальных результатов. До появления Auto-Tune требовались огромные творческие усилия для создания композиции с достойным уровнем пения вживую на студии.
Неудивительно, что продюсеры и звукорежиссеры ухватились за возможность отказаться от ручного редактирования материала и переключиться на цифровой процессор, который избавляет от рутинных задач и многих часов кропотливого труда.
Первым артистом, который еще в 1998 году открыто стал популяризировать технологию Auto-Tune в коммерческой записи, была американская певица Шер (Cher). Тогда она выпустила свой ставший чрезвычайно популярным сингл «Believe». С тех пор Шер приписывают внедрение звучания технологии Auto-Tune в сознание людей. Справедливо будет заметить, что, тем не менее, Шер Саркисян умеет петь вживую, чем она успешно занимается еще с 1963 года.
Так что же отличает злоупотребление Auto-Tune от творческого подхода в его использовании?
Эта технология и удачное ее использование Шер открыли пути для других певцов и артистов в этом направлении в первое десятилетие XXI века. Они стали внедрять Auto-Tune в свою музыку не скрывая, что используют эту программу. Вовсю использование процессора распространилось в десятые года XXI века. К сожалению, многие просто подражали исходной идее, вместо того чтобы искать собственный подход и новое звучание.
Популяризация технологии Auto-Tune отвратила сотни меломанов от современной поп-музыки, танцевальной музыки и, частично, хип-хопа, в то время как в остальных жанрах все еще сохраняется верность честному подходу живой музыки.
Существуют и яркие примеры творческого подхода к Auto-Tune, когда такие таланливые артисты как Grimes (канадская певица, музыкант, автор песен, продюсер и художница), Bon Iver (американский инди-фолк коллектив) и Frank Ocean (американский независимый музыкант и фотограф) используют процессор лишь как один из инструментов аранжировки или же как отдельный музыкальный инструмент, обрамляя им иногда свои, от природы сильные, или вокальные данные и композиторские таланты.
Что же касается некоторых российских артистов, то, возможно, те из них, кто используют только Auto-Tune, просто решили, что зарабатывать деньги с ним проще. Если многие американские, английские и австралийские исполнители чаще всего используют оригинальный творческий подход даже с Auto-Tune, то российские поп-исполнители из блог-среды на сегодняшний день выбирают наиболее простой вариант – не петь. Чего уж тут говорить про то, что происходит на концертах сегодняшних героев, на которых некоторые из них даже не трудятся открывать рот под плюс.
Так разрушает ли Auto Tune музыкальную индустрию? В некотором смысле да, но важно понимать, что это всего лишь инструмент, который хорош настолько, насколько хорош и профессионален исполнитель, который его использует.