Возможен ли открытый стратегический диалог России с США в ближайшее время?
29 апреля 2021, 18:12 [«Аргументы Недели», Марина Панюжева ]
У администрации Байдена наличествуют разные симптомы: как сигналы к выздоровлению (важно как-то показать миролюбие), так и к ухудшению пониманию ситуации. Окажется ли ядерный потенциал РФ вкупе с новейшим вооружением веским аргументом или нас ожидают санкции и нелепые обвинения?
Вообще на данный момент больше вопросов, чем ответов. Нормальная ситуация в международных отношениях, но опасная, если речь идет о ядерной сфере.
Действительно, попробуем понять – возможен ли открытый диалог с Америкой по стратегическим интересам и по каким направлениям. Как разговаривать по темам, которые пока выбираем не мы, а навязывают нам американцы? Как выстроить диалог, исходя из национальных интересов РФ? Как подготовиться к летнему саммиту с американской администрацией?
На фоне нелепой театральной сцены с высылкой российских дипломатов, стягивания наших войск к границе с Украиной, введения санкций (надо думать не последних) диалог в стратегической сфере, казалось бы, заморожен. Напряжение выросло на международном уровне в значительной степени. Западу дали понять, что в случае критической ситуации Россия вновь отреагирует.
Но тут, кстати, провели онлайн международный саммит по климату 22-23 апреля, и наше обычное стремление к сотрудничеству наконец-то похвалила американская администрация. В Америке поняли, что пора идти на попятную, и колкие, но надуманные обвинения иногда оставлять в стороне, но не извинятся, конечно. К этому они вряд ли привыкнуть, все-таки у американцев укоренена вера в том, что их страна – светоч для всего мира.
Есть ли в администрации Байдена здравомыслящие люди? Сам он то называет партнера «убийцей», то ему звонит. Чудной 46-й американский президент, не иначе. По-видимому, от него еще предстоит ждать сюрпризов в международной политике…
Встает вопрос – с кем мы вообще имеем дело и как в этих условиях нам проводить свою независимую линию.
Российская линия поведения
Как отметил в интервью МИА «Россия сегодня» глава МИД Сергей Лавров, отношения России и США находятся в явном кризисе, и обстановка даже хуже времен холодной войны.
В этой связи The New York Times заметило, что Путин заинтересован в том, чтобы найти способы работы с США, поскольку верит в свою историческую миссию по закреплению за Россией статуса великой державы.
Так что же произошло? Не размениваясь и не дожидаясь извинений, Москва начала действовать в первую очередь, исходя из объективного комплексного анализа международной ситуации.
Так, 21 апреля в своем послании Федеральному собранию Путин четко заявил, что Россия предлагает партнерам обсудить вопросы глобальной стабильности с целью выработки некого «уравнения безопасности». Планируется в обсуждение включить наступательные и оборонительные системы, способные решать стратегические задачи.
Заместитель глава МИД России Сергей Рябков на совещании в Совете Федерации подтвердил, что Москва предложила Вашингтону запустить диалог по стратегической стабильности и обсудить создание среды бесконфликтного существования.
Как и Лавров, Рябков также отметил кризис системы контроля над вооружениями. Он подробно пояснил ситуацию, указав на стремление США и их союзников сохранить мировое доминирование и односторонние преференции. Это выражается в санкциях, обвинениях в кибератаках, оказании военно-политического давления на оппонентов и намерении пересмотреть концепцию контроля над вооружениями.
Как указал Рябков, контроль над вооружениями сковывает возможности США по наращиванию военного потенциала и оказанию силового давления на оппонентов. В итоге, Москва занимается поиском путей урегулирования в стратегической сфере. А что Вашингтон?
Все те же американские двойные стандарты
Как недавно заявил госсекретарь Энтони Блинкен в интервью CNN, администрация выступает за открытый диалог Вашингтона и Москвы, который пойдет на пользу двусторонним отношениям. Планируется обсуждение контроля над вооружениями в продолжение продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Конечно, Америка не была бы тем, кем она сейчас является, если не выдвинула свои условия. По логике американцев, если Россия откажется от «эскалации», то США смогут работать с ней по вопросам, представляющим общий интерес, например, по стратегической стабильности.
Поддерживая идею о «стабильных и предсказуемых отношениях» с Москвой, США оставляют за собой право принять меры, если российские власти «продолжат осуществлять бездумные и агрессивные действия».
Ясно, что Вашингтон пытается создать себе положительный образ, в частности, для европейских союзников, чтобы в дальнейшем их легко использовать в своих соображениях. Неслучайно в администрации США планируют провести саммит демократических стран. Там всерьез считают, что имеет место быть международная конкуренция между двумя политическими системами – автократической и демократической.
На совместном заседании двух палат Конгресса в среду Байден как раз заявил, что противники Америки ставят на провал демократии, и ее надо защитить. А пока министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что в скором времени Россия представит список недружественных стран.
Но, похоже, Вашингтон до сих пор не знает, как будет реагировать Россия на те или иные провокации, какую политику будет проводить – независимую, самостоятельную или подотчетную, «предсказуемую», «стабильную».
Известно, что США не будут стесняться вводить санкции против России. Ранее 15 апреля были введены новые ограничения против Москвы и объявлена высылка десяти сотрудников российских дипмиссий. Москва ответила репрессалиями: выслали десять американских дипломатов, введены персональные санкции против чиновников из администрации. Тем временем в Вашингтоне прорабатываются ответные меры.
На специальном брифинге для журналистов, посвященным первым 100 дням пребывания у власти президента США Джо Байдена, сообщалось, что правительство США не стремится к эскалации напряженности в российско-американских отношениях, но готово применять односторонние санкции в отношении Москвы за те ее шаги, которые сочтет неприемлемыми. Да, лучше не скажешь.
Не стоит забывать еще вот, о чем: во время телефонного разговора между Джо Байденом и Владимиром Путиным 13 апреля американский лидер выдвинул идею проведения саммита в третьей стране в предстоящие месяцы. По сведениям СМИ, встреча планируется летом в Вене. Пока точно неизвестна повестка американо-российского саммита, а также предварительные условия его проведения. Как сообщает CNN, Белый Дом ведет работу по уточнению деталей летнего саммита. Вероятно, этим займутся после визита Блинкена в Украину.
Американская пресса пишет, что встреча Байдена и Путина последует после саммитов Большой семерки и НАТО в июне в рамках практики координации действий США с европейскими союзниками и «организации единого фронта против агрессии и провокаций России».
Что уже сейчас нужно предпринять России?
Как считает Подберезкин А.И., профессор, руководитель Центра военно-политических исследований МГИМО МИД РФ, в послании Байдена Конгрессу явно обозначилось готовность американцев идти на переговоры, если они смогут извлечь выгоду. В частности, это касается продления договора СНВ 3 или соглашения по климату.
Эксперт обратил внимание, что при Горбачеве и Ельцине мы долго шли на переговоры ради переговоров, и сейчас у правящей элиты такой подход сохраняется. Он считает, что договариваться нужно в отношении использования стратегического наступательного и оборонного вооружения, но не видит больших перспектив при широком толковании стратегической стабильности.
В сущности, американцы не будут договариваться относительно новейших технологий, космических ударных вооружений. Вероятно, американцы назовут дестабилизирующим фактором российские новейшие вооружения, в том числе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Кстати, по оценкам эксперта, у американцев будет такое оружие не ранее, чем через 3 – 5 лет.
Что важно для России в переговорах с США? Эксперт называет ориентацию на свои национальные интересы. Не нужно любой ценой добиваться договоренностей, идти на уступки и компромиссы, которые не соответствуют нашим национальным интересам. Но диалог полезен сам по себе – лучше говорить, чем стрелять, как говорится.
— Возможен ли открытый диалог с Америкой в стратегической сфере в ближайшей сфере и по каким направлениям?
— На повестке стоит вопрос нахождения общего баланса по вопросам стратегического ядерного и неядерного вооружения. После прихода новой американской администрации появились определенные возможности возобновить диалог с Россией как по контролю и ограничению ядерных вооружений, так и в рамках общеполитического диалога сторон, — считает профессор МГИМО МИД РФ, руководитель Центра евро-атлантических исследований МГИМО МИД РФ Александр Никитин. — Одним из первых внешнеполитических актов администрации Байдена стало продление действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) на пять лет. Сейчас важен новый трек переговоров между Россией и Америкой по более широкому комплексу вооружений.
Эксперт пояснил, что после ликвидации договора РСМД не затронуты какими-либо соглашениями существенные ограничения вооружений меньшей дальности от 500 до 1000 км и средней дальности от 1000 до 5500 км. К тому же, никогда ранее не был предметом переговоров класс тактического вооружения с дальностью до 500 км. В настоящее время появился новый вид вооружений – гиперзвуковые планирующие боевые блоки, лазерное оружие, крылатые ракеты большой дальности с ядерным реактором.
— США и Россия – ведущие ядерные державы в мире. Причем Россия удерживает лидерство по количеству ядерных боеголовок и по уровню развитости ракет. Стоит ли расширять формат переговоров и подключать Китай?
— Американская сторона настаивает на подключении Китая к переговорам между Россией и США, что Москве представляется нереалистичным. Китай не заинтересован в создании трехсторонних переговоров. Не заинтересована и Россия, учитывая небольшой заявленный потенциал китайского ядерного оружия.
— Как выстроить диалог, исходя из национальных интересов РФ?
— Новые потенциальные переговоры между США и РФ не будут о всех типах и видах, а будут разделены на отдельные треки, которые будут продвигаться с разной скоростью и приводить к соглашению в разное время, с разницей в несколько лет. Тем не менее, все они могут быть взаимосвязаны, и устанавливаемые потолки, меры проверки и идентификации также будут взаимосвязаны между собой. Все это делает клубок потенциальных переговоров чрезвычайно усложненным. Более 10 лет России и Америкой не сидит за официальным столом переговоров по ограничению вооружений, в силу этого утрачены в определенной степени навыки и ушли люди, которые ранее участвовали в переговорах. Многое придется начинать с начала с нуля.
— Какая должна быть наша переговорная позиция? Может быть более активная?
— Достаточно часто РФ ждала, пока будет сформирована переговорная позиция новой администрации и только потом формулировала собственный ответ, оказываясь в позиции реагирования. Возможно, следовало бы в инициативном порядке, опережая администрацию Байдена, которая еще в стадии формирования, предложить американской стороне целый пакет предложений по ограничению и сокращению вооружений, тем самым перехватив инициативу и заставив Вашингтон реагировать на позицию России.
— Как подготовиться к предстоящему летнему саммиту с американской администрацией?
— Редкая политическая ситуация, когда Москва оставляет не до конца решенным вопрос о том, нужен ли в этих конкретных политических условиях саммит между руководителями США и России. Если нужен, то с какой повесткой дня, с какими потенциальными документами. Российской стороне необходимо очень четко выработать пакет инициатив для переговоров в верхах между политическими руководителями.