Психоанализом известных личностей ранее мне приходилось заниматься в рамках еженедельника «Аргументы недели». В рамках этого проекта подверглось психоанализу около пятидесяти известных персон. Об этом можно почитать в Интернете. Этот проект я проводил в форме психоаналитического интервью. Решил тряхнуть стариной. Тем более, материалов накопилось достаточно для этого. В качестве такой появившейся на небосводе звезды выбрал адвоката Пашаева.
Известно, что вся семья адвоката Пашаева погибла в ДТП. Это была сильная психотравма и, согласно логике психоанализа, можно уверенно сказать, что этот прошлый удар по душе адвоката продолжает влиять на его жизнь и деятельность. При этом наибольшее влияние на настоящие поступки и переживания Пашаева оказывают события, связанные с ДТП. Так фильтрует психика Пашаева мир после травмы, унесшей жизнь его близких.
Какие поступки и переживания, вызванные прошлой психотравмой Пашаева, должны были быть, согласно психоанализу? Куда должна вывести трансферная реакция или психологический перенос, образованный этой прошлой психотравмой Пашаева? К симпатии и желанию помочь всем виновникам страшных ДТП в России, приведших к смертям многих людей? Или к значительному антагонизму к этим виновникам?
Психотравма прошлого всегда ведет жертву либо к завершению диалога с виновником, и, в результате жертве становится легче, либо к защите и сопротивлению, приводящим к избеганию боли прошлого и всех ситуаций, которые могут спровоцировать эту боль.
Пожелал ли Пашаев облегчить свое состояние страданием, вызванным прошлой психотравмой? Или, наоборот, изолироваться от этой боли?
То, что он стал адвокатом Ефремова, о чем говорит? Вряд ли это говорит об избегании прошлой психотравмы. Остаётся второй вариант. Пашаев решил завершить историю, которая его терзала после потери близких. Решил завершить этот диалог с виновниками. Таковы механизмы психологического переноса согласно психоанализу.
Для того, чтобы Пашаеву организовать психотерапию прошлой психотравмы, нужны были условия. В психотерапии есть метод психодрамы, в рамках которого психолог, выступающий в роли режиссера, организует разыгрывание прошлой психотравмы. Пашаев, видимо, и стал этим режиссером. Ефремов как податливый актер, умеющий выполнять задания режиссера, оказался хорошим материалом для психодрамы Пашаева, и был раздавлен и уничтожен как личность. Поэтому по сценарию Пашаева, Ефремов превратился в жалкого паяца и попугая. Все это, конечно, вызвало облегчение у Пашаева.
Кстати, сам Пашаев, прочитав эту статью, может не согласиться с ней. Увы! Люди часто не осознают этих процессов. А возможно, что Пашаев уже ощутил облегчение от этой разыгранной психодрамы, которая наконец-то облегчила его страдания.
Возникает вопрос: почему был выбран именно Ефремов? Ведь Пашаев, как адвокат, мог и пораньше устроить себе эту психодраму? Видимо, это было связано с тем, что раньше в нем работали психологические механизмы сопротивления, и он избегал прошлой боли? А тут, увидев по телевизору проблему Ефремова, сделал себе двойную психотерапию, с одной стороны облегчил психотравму, а с другой, решил свою проблему комплекса неполноценности, сделав себе громкое имя.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции