Морские безэкипажные системы в настоящее время находятся «в тени» аналогичных летающих систем, т.е. беспилотников. Тем не менее, они тоже развиваются весьма активно в рамках общей тенденции создания «безлюдных» боевых систем.
Как и в случае с БПЛА, морские беспилотники делятся на разведывательные и боевые, причем и здесь сначала появились разведывательные системы. Кроме того, в соответствие с морской спецификой, системы делятся на подводные и надводные.
Надводные безэкипажные корабли и катера, подобно БПЛА, могут управляться дистанционно в постоянном режиме (если не произошло технических сбоев, либо противник не применил средства РЭБ), хотя некоторые могут работать относительно автономно. Разумеется, надводные аппараты не могут иметь тот же уровень скрытности, что и подводные, за то у них гораздо меньше ограничений с точки зрения массо-габаритных характеристик. Задачи, стоящие перед надводными аппаратами – различные виды разведки, борьба с минами и с подводными лодками противника. К этому может добавиться борьба с аналогичными вражескими аппаратами, а также с «традиционными» кораблями или, по крайней мере, с катерами. Скорость надводных аппаратов заведомо выше 20 уз., а в некоторых случаях превышает 40 уз. В частности, скорость 40 уз. имеет израильский дистанционно управляемый катер «Протектор», оснащенный пулеметом и автоматическим гранатометом. В его задачу входит охрана территориальных вод и побережья от катеров и диверсантов противника.
Основными разработчиками безэкипажных надводных аппаратов в настоящее время являются США и Китай. Так, в США по той же концепции, что и израильский «Протектор», были разработаны катера «Си Оул» и «Спартан Скаут». Их максимальная скорость достигает 45-50 уз., на вооружении имеются пулеметы и/или 30-мм пушки, ПТРК «Хеллфайр» и «Джавелин», а также, возможно, противоминные подводные аппараты. Длина этих катеров составляет от 4 до 11 м, водоизмещение от 700 кг до 2,3 т. Гораздо более крупные размеры имеет катер-тримаран «Си Хантер» - длина 40 м, водоизмещение 145 т. Он оснащен дизельными двигателями, обеспечивающими максимальную скорость 27 уз. и огромную дальность плавания – до 10 тыс. миль. На скорости 8 уз. дальность плавания достигает 23 тыс. миль – больше длины экватора. На практике катер уже совершил переход от тихоокеанского побережья США до Гавайев и обратно.
«Си Хантер» предназначен для решения противолодочных задач, для чего несет мощные гидроакустическую станцию и магнитометры (при отсутствии оружия). Предполагается, что катер должен вести патрулирование в океане на протяжении нескольких месяцев, отслеживая подводную обстановку. Хотя «Си Хантер» может поддерживать постоянную связь с центром управления, большую часть плавания он должен проводить в полностью автономном режиме. Предполагается создание еще более крупных безэкипажных катеров или даже полноценных кораблей (как минимум, класса корвет) универсального назначения, несущих различное вооружение и оборудование. Причем количество подобных кораблей должно быть достаточно велико, иначе их строительство вряд ли имеет смысл. Однако пока окончательная концепция таких кораблей не проработана, «Си Хантер» остается крупнейшим безэкипажным надводным кораблем в США. При этом и его перспективы неочевидны (если катер не несет вооружения, обнаружение им подлодки противника может оказаться бесполезным).
В Китае разработан аппарат «Си Флай», который является малым катером (типа вышеупомянутых «Протектора» и «Спартан Скаута»), имеет скорость до 45 уз., может быть вооружен пулеметом и ПТРК, при этом несет малый БПЛА. Примерно те же размеры имеют аппараты серии М80, предназначенные для гидрографических исследований в военных и гражданских целях. В частности, М80В в 2017 г. работал в Антарктиде. Более крупные размеры (длина 15 м, водоизмещение 20 т) имеет катер JARI-USV. Он оснащен 30-мм пушкой, торпедным аппаратом и даже установкой вертикального пуска для 8 ракет. Как и в США, в Китае разрабатывается целый ряд более крупных безэкипажных катеров и кораблей для решения различных задач, в первую очередь – противолодочных. В мае 2018 г. в Южно-Китайском море ВМС НОАК продемонстрировали действия «стаи» из 56 безэкипажных катеров (очевидно, типа «Си Флай»). Катера осуществляли сложное совместное маневрирование. В США подобные совместные действия осуществляли всего 4 безэкипажных катера. Подобная «стая», несмотря на слабость вооружения каждого отдельного катера, может создать весьма серьезные проблемы для «классической» корабельной группировки, в т.ч. для авианосного соединения. Атакуя одновременно с различных направлений и координируя действия между собой, катера «стаи» могут очень сильно «перегрузить» системы обороны боевых кораблей противника, а также нанести им серьезные повреждения. При этом поразить малоразмерные скоростные катера классическими средствами весьма сложно, потеря же нескольких катеров не будет большой проблемой для атакующей стороны (вполне вероятно, что катера окажутся дешевле тех средств, которыми их уничтожили). В Китае (как и в США) активно работают над применением в боевых условиях «стай» БПЛА, очевидно, что аналогичная тактика будет использоваться и на море, поскольку «классическая» военная техника к борьбе со «стаями» не готова.
Во Франции создан 9-метровый противоминный безэкипажный катер «Инспектор» с водометным движителем, обеспечивающим скорость до 35 уз. Может нести на борту подводные противоминные аппараты. ВМФ РФ закупил 4 «Инспектора» для оснащения тральщиков пр. 12700, которые сейчас строятся для российского флота. При этом в России разрабатывается несколько проектов собственных безэкипажных катеров, однако ни один из них пока не добрался до серийного производства и принятия на вооружение.
Массовое развертывание безэкипажных надводных аппаратов может очень сильно повлиять на характер морской войны. Причем, видимо, наибольших успехов в их развитии добьется Китай, который, тем самым, обеспечит, как минимум, изоляцию своих территориальных вод и побережья от вторжения любого противника.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции