> Дороги, ведущие к храмам - Аргументы Недели. Волгоград

//Мнение

Дороги, ведущие к храмам

25 июля 2013, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Недавно депутаты Госдумы предложили перенесли празднование Дня России с 12 июня на другую, более важную дату. Один из вариантов – крещение Руси, которое мы отметим в это воскресенье, 28 июля, день принятия православия.

 

Откуда взялось православие на нижней Волге? Если в Киеве оно появилось по княжеской воле Владимира, то в татарских землях, между калмыцкими степями, астраханским ханством и казахскими пустынями, оно зародилось после прихода в наши края дружины князя Засекина. Согласно выводам некоторых историков, князь облюбовал это место за прекрасный разлив Волги, за близость к великому Дону и за наличие хорошего вида с Мамаева кургана. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, князь был человек военный и мыслил стратегически. Мудро решив, что это место станет пересечением многих дорог, пересечением путей земных и водных, он повелел заложить здесь город. Русский город. А опорой русских городов было православие. Так между народами, проповедующими ислам и буддизм, появилось православие. Князь решил строить крепость, а при крепости должен быть и храм.

К сожалению, этот храм долго не простоял – деревянная постройка погибла в огне пожара, уничтожившего и многие другие дома нового города-крепости. В 1615 году храм был восстановлен, в 1664 году  Иоанно-Предтеченская церковь перестроена в каменную, став первым каменным сооружением Царицына. По мнению известных волгоградских краеведов, именно в Иоанно-Предтеченской церкви был во младенчестве крещён известный казачий бунтовщик Степан Разин. Неоднократно храм посещал царь-реформатор Пётр I. Историю первой царицынской православной церкви резко изменила советская власть. Под указ об изъятии религиозных ценностей растащили церковную утварь, потом колокола и всё имущество, вплоть до кованой ограды. Позже под предлогом оползней закрыли и саму церковь, а в 1932 году горсовет распорядился пустить храм под слом.

Отрадно, что сегодня некоторые наши современники  строят и восстанавливают храмы. Это дело благое и достойно подражания. Так заново отстроен Иоанно-Предтеченский храм на набережной. Прекрасные соборы возводятся на Красном Октябре, на Семи ветрах, Зелёном кольце, появилась церковь на Аллее героев и на улице Пархоменко. Есть еще в городе благочестивые люди, что не забывают о душе в суете нашего времени. Их имена нужны? Наверное - нет. Не стоит делать из постройки церквей рекламной кампании.

Тем не менее, в нашем  городе мало храмов. В соседней Астрахани и Саратове, других волжских городах, где сохранились даже кремли и соборы, и их великое множество. У нас же после войны остался лишь Казанский собор и Никитская церковь в Бекетовке, древнейшая постройка города, датированная  1786 годом.

Строительство новых храмов только начинается. На главном историческом месте города, Мамаевом кургане, известном всему миру, лишь спустя шестьдесят лет после войны построен Храм Божий. В память о павших защитниках, и обо всех невинно убиенных.

В русских городах центральным зданием всегда был собор. Что это за дорога, если она не ведет к храму?

Разрушенный во время последней Великой войны центральный собор Царицына до сих пор не восстановлен, и некоторые благочестивые и состоятельные люди пытаются исправить эту несправедливость. Наличие храмов вне  исторического центра красноречиво говорит о необходимости постройки нового дома Бога в самом центре города. Конечно, монументальный роскошный храм на его историческом месте - проект весьма амбициозный. Но дорогу, в том числе и к храму, осилит идущий. Важно, восстановить, а сейчас это значит просто заново отстроить, собор в центре города на историческом месте. Зачем? Чтобы любой горожанин, а также любой гость города мог бы зайти в этот главный храм Волгограда и поставить свечу за тех, кто ценой своей жизни  отстоял этот город на Волге. Кто выстроил его заново, кто проживает в нем сегодня и тех, кому жить в нем завтра. О них  тоже надо заботиться.

Чтобы восстановить историческую справедливость, чтобы дать людям веру  в то, что мы будем жить в прекрасном городе. С прекрасным храмом в его историческом центре. Именно так начиналось и происходило строительство великих городов русских, именно так начинал князь Владимир, именно с этого начинается наша культура. Все дороги должны вести к храму. Когда в центре города православный храм - это символично, это говорит о многом. Мы начинаем понимать, что мы - великая нация. Христианство стало великим стержнем, укрепившим силу русского духа, стало оплотом нашей государственности, потому что как ни крути, а религия - это оплот, это спасение  наших душ. Спасение нашей страны и вера в наших детей. Вот что такое крещение - спасение земли русской.

Вячеслав ШУТОВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//История

Штрихи к портрету С.М. Кирова: к 90-летию со дня трагической гибели

1 декабря 1934 года произошло злодейское убийство лидера ленинградских большевиков Сергея Мироновича Кирова. Личность и жизненный путь С. М. Кирова всегда были очень привлекательны для меня. Видимо, сыграл роль тот факт, что первой моей детской книгой, которую приобрел на самостоятельно заработанные летом в деревне деньги в далеком 1957 году, была повесть А. Голубевой «Мальчик из Уржума». Она – о детских годах Сергея Кострикова (будущего революционера Сергея Мироновича Кирова). Автор, описывая сиротскую жизнь Сережи Кострикова, показала, что эта жизнь не сломила его, а только закалила. Детство, полное житейских тягот, способствовало раскрытию его природных задатков: сообразительности, организованности, сострадания ближнему и самостоятельности. Книга тогда меня увлекла не меньше, чем приключенческие повести Майн Рида или Марка Твена о Томе Сойере. Прочитал ее не один раз, стремясь проникнуть во внутренний мир Сергея Кострикова и понять, какие силы помогли ему стать великим гражданином нашей Родины.