> Ешь, пей — чужое - Аргументы Недели

//Новое поколение

Ешь, пей — чужое

10 сентября 2014, 14:18 [ «Аргументы Недели» ]

В конце прошлого года в Кемерове открылся гипермаркет «Лента». Специально под это событие был реконструирован большой участок Ленинградского проспекта, чтобы клиенты гипермаркета не стояли в пробках. Власти Кузбасса дают «зелёный свет» федеральным торговым сетям — но на фоне пышных открытий никто не думает о проблемах. А они с каждым днем становятся всё серьезнее: под угрозой краха скоро окажется и местная розница, и кузбасские производители.

За последние годы в Кемеровской области появились магазины всех крупнейших торговых сетей — «Лента», «Metro», «Магнит», «Мария-РА», «Монетка». Покупатели радуются как дети, ведь тут и скидки, и огромный ассортимент. Правда, продукция, в основном, завозная: новосибирское молоко, барнаульские колбасы… На долю кузбасских производителей, по официальной статистике, приходится всего 17%. По данным РИА Рейтинг, в 2013 году проникновение сетевого формата в Кузбасс выросло с 7 до 30%

Производители считают убытки и винят во всём торговые сети. «Нам (кузбасским производителям) предъявляются условия по входу в сеть, в том числе связанные с оплатой входа, маркетинговыми договорами, жесткими требованиями к поставкам, к квартальной ротации брендов и промо-календарям, — говорит представитель мясоперерабатывающего производства из Новокузнецкого района. — Но это еще не самое страшное. У всех этих «Лент» и «Марий-РА» распределительные центры находятся за пределами Кузбасса. Чтобы мой товар появился на их полках, нужно отгрузить его в Новосибирск, а уже оттуда он вернётся сюда. Ладно, у меня колбаса. Но что делать нашим производителям «молочки»? Пока товар будешь гонять туда-сюда, он прокиснет».

Также предприниматель признается, что работать с крупными торговыми сетями не только неудобно, но и попросту невыгодно. «Сети диктуют нам закупочную цену, предлагают «подвинуться» на 15-20%. Получается, что работаем себе в убыток, прибыли нет, развиваться не на что, — сетует наш собеседник. — Работать с местной розницей? Да они все в кризисе. Взять хотя бы «Солнышко» — еще недавно это была преуспевающая новокузнецкая сеть магазинов, но конкуренцию с той же «Марией-РА» она проиграла. Зайдите в любой их магазин, там пустые полки, и мухи жужжат. Говорят, скоро всё «Солнышко» продадут сети «Магнит», вот тогда и нам крышка».

И в самом деле, местные производители переживают кризис. Кемеровостат сообщает, что за полгода в Кузбассе на 3,2% сократилось производство мяса, колбасных изделий — на 18,3%, и даже хлеба стали печь на 4,5% меньше. Выросло лишь производство кондитерских изделий (18,3%), но этот успех на счету федерального холдинга «КДВ Групп», который тоже играет по собственным розничным правилам. Сеть магазинов «Ярче», которую развивает в Кузбассе «КДВ Групп», неохотно работает ни с Новокузнецкой кондитерской фабрикой, ни с «Киселевским кондитером» — зачем им поддерживать конкурентов? Получается, что местные производители оказываются вытолкнуты на рынки и в небольшие магазины, и обороты сетевых продаж им только снятся.

Крупные кузбасские производители, строившие бизнес годами, теперь вынуждены проявлять изобретательность. Крестьянское хозяйство А.П.Волкова, чьи сосиски и докторскую колбасу пробовал, пожалуй, каждый кузбассовец, развивает собственную розничную сеть. Вкуснейшее мороженое «Снежный городок», вытесненное из торговых сетей Baskin Robbins`ом и Movenpick, пока еще можно купить в киосках. А бренд замороженных полуфабрикатов «Вилкино» практически лишился рынка и всерьез задумывается о банкротстве.

Простаивают и знаменитые кузбасские заводы по производству алкоголя: их продукция торговым сетям не интересна, они возят спиртное из Алтая, Подмосковья, Северного Кавказа. А тем временем падение производства на предприятии ОАО «Синергия-Восток» в Мариинске составило 12%. На прилавках торговых сетей из десяти бутылок алкоголя будет в лучшем случае одна кузбасского производства. Встретить мариинскую водку в магазине «Мария-РА» практически невозможно: алтайская сеть предпочитает продавать кузбассовцам продукцию своего Иткульского спиртзавода.

Примечательно, что производственные мощности Иткульского спиртзавода загружены на все сто процентов — тогда как в Мариинске такое же предприятие фактически приведено к банкротству. В Алтайском крае производители вообще не тужат, там в ассортименте магазинов местной продукции целых 62%. Доля собственной продукции в объемах продаж по Алтайскому краю такова: хлеб и хлебобулочные изделия – 90%, масло сливочное – 88%, мука – 82%, мясные полуфабрикаты – 81%, яйцо – 80%, крупа – 79%, молоко и молочная продукция – 77%, сыры – 76%, алкогольная продукция — 55% 

Объем продаж продукции местного производства в Алтайском крае составляет не менее 50%. В Кузбассе — лишь 17%. «Понятно, что сравнивать аграрный Алтай и промышленный Кузбасс не совсем корректно, — говорит эксперт потребительского рынка Марина Семенихина. — Но очевидно, что на Алтае более плотно занимаются поддержкой местного производителя. Местные власти не боятся ставить условия приходящим на их рынок сетевикам, сразу оговаривают процент алтайских продуктов на полках, распределительные центры заставляют организовывать в регионе. Ну а в Кузбассе, похоже, это никого не интересует, и процесс просто пущен на самотёк».

Эксперт прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации: «Если не принять меры, Кемеровская область рискует потерять и собственный розничный рынок, и своих производителей. Уже сейчас сложилась ситуация, когда местные сети имеют огромные долги перед поставщиками — в этом отношении федералам с их оборотами проще. Всё идёт к тому, что в области останутся федеральные и субфедеральные сети, в которых будут продаваться только завозные продукты — по ценам, регулирующимся извне. Потребитель вряд ли сильно пострадает, зато экономика региона станет более зависимой, а бюджет серьёзно просядет».

По сведениям Марины Семенихиной, сейчас готовится сразу несколько сделок по поглощению кузбасских торговых сетей федеральными и субфедеральными операторами. Кроме упомянутой сети «Солнышко», которая с большой долей верояности скоро станет «Магнитом», та же участь ждёт еще три торговые сети: уже объявлено, что «Чибис» начинает работать по голландской франшизе Spar. «Заметьте, потенциальные претенденты на поглощение наращивают миллионные долги поставщикам и бюджету, строя новые торговые центры и выводя деньги из бизнеса в другие проекты. Получается, что кузбасские производители таким образом кредитуют розничные сети, причем сами находясь в неблестящем положении», — делится своими опасениями эксперт.

В связи с недавним вводом санкций на поставку кое-каких зарубежных продуктов стратегия импортозамещение может вскоре нашей национальной идеей. Но губернатор Кемеровской области Аман Тулеев начал говорить об этом гораздо раньше, призывая выстраивать продовольственную безопасность региона. Надо признать, что долгое время работа в этом направлении успешно велась: строились сельские рынки, поддерживались местные производители — до тех самых пор, пока в Кузбасс не зашли крупные торговые сети, которые принялись диктовать свои условия.

Что будет дальше, покажет время. Сбудутся ли мрачные прогнозы — или же кузбасские власти снова вспомнят о продовольственной безопасности.

Пока не стало слишком поздно.

Николай Фураев

 

Источник: MMR

ФТ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте