Цель – защитить пассажиров
5 декабря 2012, 13:24 [ «Аргументы Недели» ]
29 ноября в пресс-центра РИА «Новости» прошёл круглый стол «Транспортная безопасность: разграничение ответственности». Основные вопросы, которые обсуждали эксперты в сфере транспортной безопасности – какова ответственность государства и собственников в сфере закупок необходимой техники и как реализуется Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте?
Первый Закон о транспортной безопасности был принят в США после терактов 11 сентября 2001 года. В 2004 произошел теракт в двух самолетах авиакомпании «Сибирь». Террористическая угроза послужила причиной принятия в 2007 году ФЗ-16 «О транспортной безопасности». В современном виде он говорит о том, что все объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы необходимой техникой и обеспечены нормативными актами так, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. В 2010 году, после терактов в Московском метрополитене, Правительством Российской Федерации была разработана и принята Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте, которая сейчас реализуется. Её цель – сохранение жизни и здоровья пассажиров.
Комплексная программа действует, уверен депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по транспорту, Александр Старовойтов. «В прошлом году на транспорте были обнаружены взрывчатые вещества и огнестрельное оружие на объектах транспортной инфраструктуры. Да, это не выглядит, как предотвращение теракта. Но ведь сейчас можно только угадывать, где и как были бы применены эти взрывчатые вещества и огнестрельное оружие», - сказал депутат. Он подчеркнул, что обнаружение опасных веществ стало возможно благодаря мерам, принятым в рамках Комплексной программы.
На реализацию Комплексной программы государство тратит значительные средства. По данным Александра Старовойтова, бюджет Программы на 2010-2013 год составляет 47,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. должны быть потрачены на обеспечение безопасности метрополитена (оснащение станций оборудованием видеонаблюдения (в т.ч. интеллектуальными системами), взрывозащитными контейнерами, установку аппаратуры стационарного и ручного досмотра), около 4 млрд – на безопасность железнодорожного транспорта. В частности, это обеспечение железнодорожных вокзалов необходимым досмотровым оборудованием и система охраны высокоскоростных магистралей, а так же наиболее уязвимых участков Северо-Кавказской железной дороги.
Заместитель руководителя Ростанснадзора Владимир Черток сообщил, что российская система контроля за безопасностью авиапассажиров, когда человек попадает в поле зрения сотрудников подразделений авиационной безопасности сразу после входа в аэропорт, в мире считается передовым опытом, на который равняются зарубежные страны. «Все отечественные нормативные документы, касающиеся транспортной безопасности, учитывают чрезвычайные происшествия, которые случались как в России, так и в мире, - сказал Владимир Черток. – Мы – не единственная страна, которая идет по пути усиления требований по защищенности объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Мы считаем, что невозможно обеспечить только авиационную безопасность». Владимир Черток объяснил, что необходимо защищать не только весь объект, начиная от входа в здание. Пассажиры добираются до аэропорта другими видами транспорта. Авиационная безопасность начинается уже в электричках и автобусах. Кроме того, в принципе с тех пор, как пассажир садится в автобус, электричку – транспортное предприятие, которое продал ему билет, обязан обеспечить его защищенность.
Еще одной проблемой, обсуждавшейся на круглом столе, стала ответственность государства и собственников в сфере контртеррористической защиты транспортных объектов. Советник президента Союза транспортников России Юрий Нагирняк считает, что политике государства в области транспортной безопасности не хватает системности и экономического взгляда на вещи. Он считает, что безопасность транспортных объектов, отнесенных к первой, наивысшей категории (то есть, наиболее привлекательных для террористов), должно обеспечивать государство. Это – вопрос национальной безопасности в целом.
«Мы заинтересованы в том, чтобы вопросы транспортной безопасности, вопросы терроризма на транспорте решались быстро и эффективно. Но нам хотелось бы, чтобы учитывалась и экономическая сторона вопроса. Цель терроризма – не только дестабилизация общества, но и нанесение экономического ущерба», - сказал представитель бизнес-сообщества. Он привел пример: «Представитель автобусного парка из Вологды приобретает автобус за 5 млрд руб. Чтобы обеспечить все требования ФЗ-16 «О транспортной безопасности», ему необходимо вложить еще 6 млрд руб. Таким образом, требования безопасности оказываются дороже самого транспортного средства. С точки зрения выгоды этому автобусному парку нужно поднять стоимость проезда с 17 до 43 рублей. Но в Вологде за последние 70-80 лет не было ни одного теракта». Юрий Нагирняк обеспокоен тем, что возрастает финансовая нагрузка на транспортный сектор. Он считает, что это приводит к снижению конкурентоспособности отечественных переводчиков относительно зарубежных. «Поддерживая усилия государства в направлении борьбы с терроризмом, мы просим учитывать мнение бизнес-сообщества», – завершил он свое выступление.
Главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь, поддерживая позицию бизнес-сообщества в том, что борьба с терроризмом – обязанность государства, подчеркнул, что хозяйствующие субъекты в сфере транспорта ответственны за жизнь пассажиров и сохранность грузов. А акты незаконного вмешательства – это не только терроризм. Это проникновение постороннего на борт воздушного судна, в поезд или автобус, это нахождение постороннего, неважно, трактор это, стадо баранов или что-то еще, на взлётно-посадочной полосе. Независимый эксперт считает, что перевозчикам необходимо обратить пристальное внимание на такие реально произошедшие случаи и не допускать их.
В заключении «круглого стола» был поднят вопрос об ужесточении ответственности за «телефонный терроризм». По данным Владимира Чертока, в этом году четверым гражданам России суды назначили наказание в размере 2 лет лишения свободы за ложное сообщение о возможном теракте. Александр Старовойтов подержал его и сообщил, что в ближайшее время планирует внести на обсуждение в Госдуме вопрос об ужесточении наказания за этот вид преступления. Сергей Груздь, в свою очередь, предложил приравнять к этому виду преступлений попытки ослепить пилотов самолёта лучами лазера при взлёте или посадке.
При этом Владимир Черток отметил положительную тенденцию: россияне гораздо чаще стали сообщать о забытых в транспорте вещах и о подозрительно ведущих себя людях. «Конечно, в большинстве случаев забытые вещи не несут в себе опасности. Но существует определенный процент опасных находок, сделанных специалистами по звонку граждан. А это – спасённые жизни», - сказал он. Владимир Черток призвал граждан и дальше активно реагировать на потенциально опасные вещи.