На реконструкцию Дмитровки расходы удалось сократить.На целых 1,5 процента
13 февраля 2012, 15:21 [«Аргументы Недели», Дмитрий Федотов ]
Хорошая вещь – конкурс! В конкурсе участвуют лучшие. В конкурсе побеждают сильнейшие. А если это еще к тому же конкурс на закупки или строительство чего-либо, то столкнув потенциальных конкурентов, теоретически можно еще неплохо сэкономить. Именно об этом и сообщил сегодня столичный департамент по конкурентной политике, порадовав москвичей, что в ходе состоявшегося конкурса на реконструкцию Дмитровского шоссе московским властям удалось сэкономить 321,7 млн. руб. бюджетных средств!
В век тотального распила сберечь триста с лишним миллионов – это не шутки. На такую сумму можно построить, к примеру, детский сад на 220 мест и еще один – поменьше. Очень неплохо! Быть может, не надо проходить мимо таких положительных достижений московских чиновников и отметить их орденами и медалями, а также денежными премиями?
Есть, правда, один момент, на который большинство изданий, празднично сообщивших об этом событии, почему-то не обратили внимания. Участие в конкурсе на право освоить 21,45 млрд. руб. по непонятной причине принимала только одна организация – некое ООО "Инвестиционно-финансовая строительная компания "АРКС". Дав ценовое предложение в размере 21,13 млрд. руб., единственный участник не только победил в этом «состязании», но и обеспечил указанную экономию бюджетных средств. А специальная комиссия приняла решение о соответствии конкурса требованиям и условиям конкурсной документации.
В таких условиях, однако, трудно сказать, удалось ли нам действительно сэкономить, и почему подрядчик решил подарить москвичам именно 10 млн. американских рублей. Возможно, это действительно очень дешево, победитель будет работать буквально в убыток, и деньги для него не главное. Хотя не исключено, что другой подрядчик мог бы предложить свои услуги намного дешевле. Если бы он был.
Благое начинание 90-х - конкурсы и тендеры – с самого начала превратились у нас в такую профанацию, что впору отменить их вообще, чтобы народ не смешить. Помнится, уже в самом первом тендере на закупку продовольствия для нужд армии, который организовали еще «младореформаторы», победу одержала фирма, предложившая едва ли не самую высокую цену. С тех пор к государственным рычагам пришли более серьезные люди, и техника проведения тендеров, где чужим делать нечего, только усовершенствовалась.
Когда объявляется конкурс на закупку каких-то специфических элементов для АЭС или космического корабля – это уже заведомо смешно. Потому что выпускает их, как правило, единственное предприятие, и конкурировать ему все равно не с кем. Но когда в конкурсе на реконструкцию автодороги и строительство развязки участвует только один участник – это уже как раз не смешно. И это не столько повод для бравурных реляций об экономии, сколько повод для тщательной проверки самого конкурса.
То, что ценовое предложение единственного конкурсанта оказалось на целых полтора процента ниже максимальной цены контракта, в условиях полного отсутствия конкуренции ровным счетом ни о чем не говорит. Поэтому с орденами, медалями и денежными премиями спешить пока не будем. Но вот то, что с самими конкурсами всех уровней у нас порядка как не было, так и нет - совершенно очевидно.