//НАШИ ПАРТНЕРЫ

наши партнеры

//Поп-новости

//Сад и огород

С золотым тельцом на мачте

Научно-исследовательский флот России растащили по кусочкам

№ 34(275) от 01.09.2011 [«Аргументы Недели », Надежда Попова ]

С золотым тельцом на мачте

Сегодня от этих судов на память остались лишь красивые почтовые марки: научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королев», «Вулканолог», «Профессор Богоров», «Академик Курчатов», «Аю-Даг», «Отто Шмидт» и другие. Где сегодня эти славные корабли?

«Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев» сначала были разграблены, а потом пущены «на иголки». «Вулканолог» катает «челноков» в Юго-Восточной Азии. «Профессор Богоров» был замечен в перевозке японских автомобилей из Токио во Владивосток. Бесследно исчезло научно-исследовательское судно «Академик Петр Ширшов». Последний раз его видели в Австралии. На борту этого гиганта размещались 24 научные лаборатории. Другие НИСы (научно-исследовательские суда) участвуют в авантюрных операциях («Южморгеология», «Базальт»).

Люди, которые подсуетились и «приватизировали» научно-исследовательские суда, сегодня используют их не только для круизов, но и для незаконных охоты и рыболовства.

У России остались только 72 НИСа. Более 80% из них дряхлее старухи Изергиль.

Летучий голландец «Инесса»

Как и куда же исчезают научно-исследовательские суда?

Несколько лет назад на должность начальника государственного учреждения «Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения (ДВО) РАН» был назначен некий Дмитрий Мудров. Этот предприимчивый молодой человек одновременно являлся совладельцем туристических компаний «Атланта Тревел» и «Аргентум». Эти компании занимались организацией круизов за японскими автомобилями.
Большинство судов ДВО РАН «Профессор Богоров», «Вулканолог», «Академик Лаврентьев» эксплуатировались фирмой «Аргентум» по смешным фрахтовым ставкам. Счетная палата РФ выявила, что из-за занижения фрахтовых ставок только в 2005 г. государству был нанесен ущерб в размере 3,3 млн. рублей.

За 4,5 млн. рублей в управлении был приобретен прогулочный катер. В честь своей дочери Д. Мудров назвал катер «Инесса». Маломерное судно, оформленное как научно-исследовательское, ни разу в экспедициях не участвовало. Зато ходило на пикники-шашлыки. Содержание «научно-исследовательского судна» «Инесса» обходилось в год в 2,6 млн. бюджетных рублей.

Суда ДВО РАН засветились и на браконьерстве. НИС «Базальт» с незаконно добытыми крабами несколько раз задерживали корабли Приморской государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ РФ.

Ленинский районный суд  Владивостока назначил Дмитрию Мудрову за все эти художества 8 лет лишения свободы.

Сегодня «Профессор Богоров» и «Академик Лаврентьев» ждут своего часа на списание. «Вулканолог» попал в лапы торгашей.

Погонофоры и Тур Хейердал

Было в истории страны и такое научно-исследовательское судно, как «Витязь»: оно совершило 65 научных рейсов. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных – погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, знаменитые ученые, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
За выдающийся вклад в изучение Мирового океана было принято решение: «Витязь» нужно сохранить для потомков. Именно с «Витязя» и начали пополняться «залы» Музея Мирового океана в Калининграде. Но многие суда мы потеряли безвозвратно. И среди них такое сокровище, как «Космонавт Юрий Гагарин».

КИК уполномочен заявить!

Была у нашей страны и такая гордость – Морской космический флот. Группа начала формироваться в 1960 году. Первоначально она состояла из кораблей Черноморского пароходства «Краснодар» и «Ильичевск». Вскоре на Балтийском судостроительном заводе теплоход «Геническ» был переоборудован в научно-испытательное судно «Космонавт Владимир Комаров». В 1968 г. вступили в строй сразу два корабельных измерительных комплекса (КИК) – «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Эти суда могли находиться в автономном плавании до 11 месяцев и управлять полетами любых космических аппаратов. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны (25-метровые зеркала «Гагарина» и 18-метровые белоснежные шары на «Комарове»).

В 1969 г. для управления Морским космическим флотом была создана «Служба космических исследований». Ее возглавил Иван Папанин, бывший начальник первой полярной станции «Северный полюс‑1». Вскоре были построены еще несколько новых судов: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев».

Был Гагарин – стал Агар

С 1971 по 1991 г. только «Космонавт Юрий Гагарин» выполнил 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. А потом грянула перестройка. СССР развалился. И некоторые КИКы перешли к Украине. В их числе оказались «Королев» и «Гагарин». Но Черноморское морское пароходство было неспособно содержать судна. Первым «на иголки» был продан «Сергей Королев», потом подошла очередь «Юрия Гагарина». Но стыдно же продавать судно с именем, известным всему миру. Какой выход? Закрасили часть названия. От фамилии «Гагарин» оставили лишь четыре буквы: получилось «Агар». В свой последний рейс в индийский порт Аланг «Гагарин-Агар» отправился из порта Южный (Одесса) в июле 1996 года.

Из всех КИКов удалось спасти только судно «Космонавт Виктор Пацаев». Этот корабль совершил 14 рейсов в Центральной и Южной Атлантике. «Пацаев» обеспечивал связь с экипажами орбитальной станции «Мир», космическими аппаратами «Союз», «Прогресс» и «Молния». В 2000 г. судно пришло в Калининград и встало у причала Музея Мирового океана.

Где азимутальный телескоп «Академика Ширшова»?

НИС «Академик Ширшов» был настоящим плавучим исследовательским институтом: на судне размещались 24 научные лаборатории для проведения исследований по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли, геологии океанского дна. На судне были вычислительный центр, фотолаборатория и хранилище коллекций. Для исследования космических лучей на судне установили азимутальный телескоп и нейтронный супермонитор.

«Академик Ширшов» побывал в 49 экспедиционных походах. В свой последний научный рейс судно вышло 25 июля 1990 года. Сегодня судьба «Академика Петра Ширшова» остается неизвестной. Есть последняя съемка судна в Австралии (1 июля 1991 г.). Где сегодня этот славный корабль?

Из почты "АН"

В советских СМИ рассказывалось о 11 судах космического флота. В действительности их было 35. Почти готовые «Академик Николай Пилюгин», «Маршал Бирюзов» (и многие другие) в строй не вступили. А куда они делись?  Валентин Миненко, Тверь

«Академик Борис Петров»: на цепи в Индии

Мы продолжаем терять научно-исследовательские суда. На рейде военно-морской базы в Мумбае сегодня терпит бедствие НИС «Академик Борис Петров». Корабль принадлежит Институту геохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН.

– Это очень странная история, – полагает Владимир Дроздов. – И еще более странная история с его ремонтом в 2008 году. Судно тогда находилось в Кейптауне. И якобы его ремонтировали. Ремонт оценили в 3 млн. долларов. Но очевидцы рассказывали, что корабль не ремонтировали. Деньги ушли через подставные фирмы. Сегодня корабль арестован. На этом судне стоит профилированная акустика. Аренда такого корабля стоит около 100 тыс. долларов за месячный рейс. Но индусы заключили кабальный контракт: они платят всего-то 6 тыс. долларов за рейс. Индусы интенсивно осваивают свой шельф, и им выгодно, чтобы «Академик Петров» оставался у них.

Прискорбно, что российские власти, равно как и руководство РАН, не предпринимают попыток освободить научно-исследовательское судно «Академик Борис Петров».

…Наши руководители объявили, что в борьбе за арктический шельф собираются строить флот из 10 научных судов. Сколько времени нужно для его создания? И сколько ворья нужно пересажать, прежде чем строить эти НИСы?

«Южморгеология»: в погоне за чужими сокровищами

Весной 1995 г. из морского порта Геленджик исчезло научно-исследовательское судно «Южморгеология». На его борту было уникальное оборудование для исследования дна Мирового океана. Через некоторое время «Южморгеология» нашлась в акватории порта Бриджтаун (Барбадос). На борту российского судна хозяйничали американцы во главе с неким Полом Тидвелом. Этот Тидвел был искателем подводных сокровищ. «Южморгеология» Тидвелу была нужна для поиска подлодки «I-52». Она затонула еще в 1944 г. с двумя тоннами золота на борту. Капитану «Южморгеологии» был дан приказ следовать в Атлантику. Координаты района поиска держались в секрете. Но на подходе к островам Зеленого Мыса искатели приключений увидели еще одно русское судно. Это был «Мстислав Келдыш». Судно наняли англичане с той же целью: найти подлодку с золотом. Тидвел предложил объединить усилия. Британцы отказались.

«Южморгеология» нашла место трагедии. Но только золота в подлодке не оказалось. За эту авантюру команда «Южморгеологии» получила неплохой гонорар.

Где сегодня это научно-исследовательское судно (порт приписки – Новороссийск)? Кому оно служит?

Из почты «АН»

В 1996 г. программы космических исследований в нашей стране были сокращены. Достройку НИС «Академик Николай Пилюгин» завершать не стали. Судно продали итальянской верфи «Мариотти». НИС было переоборудовано в круизный лайнер. Название судна изменено.           Лев Жуков, Петербург

Понравилась публикация? Поддержите издание!

5 руб. [ Сказать спасибо ] 25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в "Мои источники" в Яндекс Новостях и Google News и мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Добавить в «Мои Источники» в Яндекс Новостях Добавить в «Мои Источники» в Google News

Обсудить наши публикации можно здесь:

?>

//Новости МирТесен

//Авторы АН

Все авторы >>

//самое читаемое

//Новости СМИ2

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Наши партнеры