Великому шансонье Александру Вертинскому - 120 лет
21 марта 2009, 14:52 [ «Аргументы Недели» ]
История листает свои страницы и вписывает того, кого надо вписывать, а не тех, кто при жизни ставит себе памятники. Вертинский был истинной величиной и никогда не заискивал в своей манере перед публикой. У него не было усилителей, он пел живым голосом – выходил, кланялся публике, зал замирал, он выдерживал паузу и говорил: «Над розовым морем», - как приказ практически всем слушать. И тишина в зале была невероятная. Анастасия Вертинская об отце.
Поводом его возвращения в России все-таки, как я думаю, послужило отсутствие залов, аудиторий, были всё-таки рестораны, а это совсем другое. Он был большой артист, он хотел стоять отделенным рампой от публики и петь не тому, кто есть, а тому, кто слушает. И здесь он это обрел. Он был счастлив, конечно, несмотря ни на что. Залы были огромные, хотя они были и холодные, и плохо освещенные, и тяжело было петь, но это были – залы.
Самый большой парадокс то, что по ночам его слушал Сталин. Почему он вообще его не убил и не сослал? На мой взгляд, на этот вопрос почти что нет ответа. Поскольку Сталин никуда не уезжал, может быть, Вертинский был для него турагентство, где он путешествовал и в «бананово-лимонный Сингапур» и катался с дамами на каких-то потрясающих «Испано-Сиюзах». В этой жизни, где все пели «взвейтесь кострами, синие ночи, мы - пионеры, дети рабочих», вдруг появляются какие-то клоуны, пахнущие псиной, какие-то балерины, появляется какой-то огромный срез социальный, начиная от самых нищих персонажей, как у Достоевского, и кончая рафинированными женщинами. Это были маленькие новеллы, ведь этого жанра уже нет больше. Он вообще поднял эстраду на такую высоту, на какой она никогда не стояла… больше.