Город Сказки Перро
№ 7(145) от 19.02.2009 [«Аргументы Недели Петербург», Валерия ЕЛИЗАРОВА ]
С начала эпопеи со второй сценой театра прошло уже больше трех лет, но и сегодня ни петербургские чиновники, ни строители второй сцены Маринки не могут сказать, каким будет злополучное здание. В котловане на набережной Крюкова канала активно ведутся работы. Но, отказавшись от идеи Д. Перро, Министерство культуры до сих пор не уподобилось даже «горе, родившей мышь». Сейчас, уверяют чиновники, ведутся консультации с канадскими специалистами (чей проект опять-таки понравился Валерию Гергиеву).
При этом отсутствие бумаг и расчетов стройке не мешает. Чиновники уверены, что новый проект должен идеально «сесть» на уже существующий фундамент.
В июле текущего года завершится строительство подземной части второй сцены Мариинского театра и начнутся работы по надземной. Но вот незадача - Минкультуры РФ (заказчик объекта) вынуждено отказаться от фасадов, нарисованных Домиником Перро.
Два года назад печальная участь постигла проект подземной части, разработанный командой того же французского зодчего -Главгосэкспертиза наложила на него вето.
Как рассказывает вице-губернатор Александр Вахмистров, его смета остается на уровне 9,5 млрд. руб. В 2009 году из федеральной казны на эти цели забронировано 4 млрд. руб. (ранее говорилось о 5,5 млрд. руб.).
В настоящее время стройплощадка по периметру ограждается подземным экраном - так называемой «стеной в грунте». Она призвана защитить окружающую застройку от будущего театрального комплекса. В днища трех котлованов будут «уложены» горизонтальные плиты - для устойчивости.
«Пока все идет по графику»,- заверили чиновники. Но появились новые проблемы - рисунки Перро оказались невоспроизводимыми в натуре. Во время презентации проектов, поданных на архитектурный конкурс строительства второй сцены Мариинского театра, члены жюри поинтересовались у месье Перро - благодаря чему будет обеспечиваться устойчивость купола и как его содержать в подобающем виде, например, если потребуется - помыть.
То есть уже изначально, в 2003 году, специалисты понимали несостоятельность разработки как с точки зрения строительства, так и дальнейшей эксплуатации. Тем не менее, победителем был объявлен именно француз. С ним был подписан контракт как с генеральным проектировщиком. При этом эксперты отмечали, что при подведении итогов было принято чисто политическое решение - вроде бы как требовалось поднять престиж страны и города в глазах мирового сообщества. Несмотря на это через три года Минкульт разрывает договор с зодчим. Основание - многочисленные замечания Главгосэкспертизы, которые тот не смог устранить. Проект, в частности, подвергся анализу в Московском государственном строительном университете и люди знающие пришли к заключению - построить подземную часть второй сцены Мариинского театра невозможно.
После разрыва отношений устранить замечания доверили ЗАО «НПО «Геореконструкция-фундаментпроект». Разработка была одобрена в июле 2007 года при сроке завершения работ в нынешнем году (первоначальная дата - до 2008 г.). Однако контракт и со вторым генпроектировщиком был расторгнут по инициативе заказчика - вроде как он не справляется с объемом работ, что приведет к срыву сроков, а предлагаемые технологии не гарантируют безопасность окружающей застройке.
Почетная эта роль быть главным сейчас отдана компании ОАО «КБ высотных и подземных сооружений». Но, что интересно: подземная часть объекта в настоящее время реализуется по технологии, предложенной вторым генпроектировщиком. Иначе говоря, официальная версия причин для разрыва отношений оказалась несостоятельной.
Если же говорить в целом, то сегодня стало очевидным, что в 2003 году «поставили не на ту лошадь». Проект победителя оказался непригодным для строительства (а позднее, скорее всего, - и эксплуатации).
В книге отзывов на разработки, прошедшие первый отборочный тур (2003 г.), отмечалось, что конкурс изначально был провальным. «Существует международная практика, когда сначала на соревновательной основе выбирается место, исходя из чего - и техзадания строения. И только после этого проводится конкурс по зданию. Поэтому постановка задачи изначально была неправильная - месторасположение для такого объема даже не сложное, а совершенно невозможное».
Часть экспертов очень низко оценило «сказки Перро». По их мнению, французский архитектор не очень себя утруждал - собрал до кучи объемы, перечисленные в техзадании и накрыл их прозрачным колпаком. Действительно, месье даже не удосужился побывать в Санкт-Петербурге, чтобы взглянуть на «рабочее место» - что совершенно необходимо с точки зрения профессионала, когда ты имеешь дело с историческим городом.
Как говорит министр культуры Александр Авдеев, при выборе учтут два главных критерия - адаптацию проекта к петербургскому климату и уникальность городской архитектуры.
Справка
Проект архитектора Д. Перро был представлен питерской общественности в июне 2003 года. Он вызвал противоречивые оценки. А когда отечественные строители заявили, что технически стеклянный купол невозможен, стало ясно: ему не быть. Немалую роль сыграли и заявления о том, что француз допустил при создании второй сцены Мариинки около 400 ошибок. Подлили масла в огонь и грунты, которые на протяжении долгого времени были головной болью строителей - они, все знают, сложные.
Изначально проект Д. Перро поддерживал маэстро Валерий Гергиев. Однако сейчас он настаивает: театру необходимо современное здание, и он готов сделать все для того, чтобы ускорить процесс строительства.
Ясности нет
С начала эпопеи со второй сценой театра прошло уже больше трех лет, но и сегодня ни петербургские чиновники, ни строители второй сцены Маринки не могут сказать, каким будет злополучное здание. В котловане на набережной Крюкова канала активно ведутся работы. Но, отказавшись от идеи Д. Перро, Министерство культуры до сих пор не уподобилось даже «горе, родившей мышь». Сейчас, уверяют чиновники, ведутся консультации с канадскими специалистами (чей проект опять-таки понравился Валерию Гергиеву).
При этом отсутствие бумаг и расчетов стройке не мешает. Чиновники уверены, что новый проект должен идеально «сесть» на уже существующий фундамент.
Понравилась публикация? Поддержите издание!
5 руб. [ Сказать спасибо ] 25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес