Карман России
№ 45(131) от 06.11.2008 [«Аргументы Недели », Владимир ЛЕОНОВ ]
- Валерий Павлинович, предположим, в эти дни Нижегородская область решит провести экономический форум. Как вы думаете, инвесторы в условиях мирового кризиса не разбегутся?
- У нас нет ни одного отказа от ранее заключенных соглашений. И тому есть причины. Сейчас страдают проекты, где инвесторы вкладывались не в основной, а в портфельный капитал. Там, где люди вложили капитал в ценные бумаги, в спекулятивную составляющую.
А мы, когда строили свое инвестиционное поле, общались и общаемся с компаниями, которые инвестируют в основной капитал.
- Вы говорите об инвестициях в реальную экономику?
- Конечно. В процессе согласования проект по заводу строительных машин «Либхер». Авиастроители готовятся выпускать шасси для «Эйрбаса». Бельгийская компания «Везувиус» - огнеупорные инструменты для металлургической промышленности. Ведем переговоры с концерном «Сименс» о производстве электронного оборудования для энергетики.
Наша задача - сделать все, что требуют от нас компании: «Быстрее решайте оргвопросы, чтобы мы могли начать! Дайте инфраструктуру, дороги, «розетку» для энергопитания».
Зарубежные партнеры уверены - кризис продлится год-полтора. И меньше всего затронет российскую экономику. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, рекордсмены экономического роста последних лет) уже обратили свое внимание на нас, и дать делу «обратный ход» вряд ли удастся. На этих территориях явно вырисовываются большие нормы прибыли. Кто от них откажется?
- Сколько еще денег способна переварить Нижегородская область?
- В прошлом году мы достигли уровня, прописанного в стратегии регионального развития, - объем инвестиций равен 25% валового регионального продукта. Такой уровень способен поддержать темпы развития до 2020 года. Мы должны расти на 8% ежегодно. Другого регулятора, кроме инвестиций, в рыночной экономике нет.
- Государство заявило о модернизации Вооруженных сил. В Нижегородской области колоссальная концентрация предприятий ВПК. Но из-за отсутствия гособоронзаказа оборудование устарело или просто пропало вместе с кадрами. Сегодня заказ есть, а выполнить его есть кому? И на чем?
- Естественно, когда заказа не было, мощности «сжимались». Теперь у государства появились средства. Мощности надо увеличивать. Стонут те, кто привык работать в старых рамках. Мы пошли другим, экономическим, путем - приняли областной закон о поддержке инвестиционной деятельности предприятий, модернизирующих производство. Если они покупают современное новое оборудование, ставят новый цех, то получают налоговые льготы на прибыль и имущество. Есть примеры, когда ставятся станки, заменяющие сразу 25 сотрудников. Работает один специалист. Понятно, у него другое образование и другая зарплата.
- Такой закон где-нибудь еще существует?
- Не уверен. Сколько-нибудь похожего общероссийского закона не существует в принципе. Но считается, что инвестиционное законодательство нашей области лучшее в стране. Это мнение не мое, а международных рейтинговых компаний.
- Что происходит в сельском хозяйстве? Это перспективное направление для области в условиях мирового кризиса.
- Строятся крупные животноводческие комплексы. Реализуются порядка 40 проектов. Это частные инвестиции, мы входим с рефинансированием процентной ставки по кредиту. Но в связи с ситуацией в банковской сфере сейчас работать стало гораздо сложнее. Получить кредиты в банках больше чем на 90 дней сегодня проблематично. А в сельском хозяйстве нужны «длинные деньги» - на 5-7 и более лет. Потому что окупаемость происходит медленнее, чем в других отраслях.
- Корову невозможно заставить телиться пять раз в год... А банкам не прикажешь.
- Не беспокойтесь! Государство принимает меры, и мы рассчитываем, что все войдет в норму.
- Большинство областей, граничащих со столицей, стонут - Москва переманивает самые ценные кадры. А вы, напротив, делаете все, чтобы наладить скоростные пассажирские перевозки Москва - Нижний Новгород. Зачем это вам?
- С точки зрения инвестиционной привлекательности региона транспортная доступность - самое главное. Поэтому мы развиваем международный аэропорт, делаем проект многоступенчатого железнодорожного сообщения.
В апреле начнется опытная эксплуатация нового подвижного состава. Поезда фирмы «Сименс» понесутся в столицу и обратно со скоростью 160 км/ ч. Время в пути - 3 часа 15 минут. На закупку нового подвижного состава, автоматику, выравнивание путей затрачено 15 миллиардов рублей.
Второй этап - высокоскоростная железная дорога. Она, по всей видимости, пойдет параллельно автодороге, «на быках». Будет оторвана от земли. По земле ездить со скоростью 400 км/ч в России опасно. Кто-нибудь да обязательно на пути выйдет. До столицы можно будет добраться за 1 час 15 минут! И тогда не исключено, что на работу к нам будут ездить москвичи. И Нижний Новгород станет одним из районов столицы. Такая огромная страна, как наша, не сможет развиваться без мобильности населения. Нельзя из столицы делать конгломерат абсолютно всего.
- Во всем мире это прошли. Центр деловой активности США - Нью-Йорк, а столица - Вашингтон.
- Могу продолжить: Цюрих - Берн, Алма-Ата - Астана, Франкфурт - Берлин... Я отъехал чуть в сторону от Москвы и еще ярче прочувствовал эту ситуацию. На мой взгляд, в Москве бизнес будет затрудняться все больше и больше. В Москву все свозят, а потом развозят по стране. Это грозит коллапсом. В дореволюционное время функции дистрибьюции товаров массового спроса выполнял Нижний Новгород. Тогда ходила поговорка: «Санкт-Петербург - голова России, Москва - душа, а Нижний - карман!»
Царь неспроста в позапрошлом веке снял с ремонта Зимнего дворца полтора миллиарда рублей (тех!). На эти деньги были построены 550 тысяч квадратных метров торгово-выставочных площадей Нижегородской ярмарки. На ней заключались торговые сделки, определялись мировые цены на зерно. Товар приходил сюда, расфасовывался и расходился по всей стране. Поэтому именно в Нижнем впервые в России взлетел и приземлился аэроплан, впервые показали «синема». Это был золотой век Нижегородской области.
Понравилась публикация? Поддержите издание!
5 руб. [ Сказать спасибо ] 25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес