Британские астрономы сняли космический взрыв в сто раз больше Солнечной системы

Британские астрономы сняли космический взрыв в сто раз больше Солнечной системы
© ESA, Global look press

Британские астрономы обнаружили крупнейший за всю историю наблюдения космический взрыв масштабами в 100 раз больше Солнечной системы, сообщает «Тhe guardian».

Все началось с ничем не примечательного мерцания в ночном небе. Но более близкие наблюдения показали, что астрономы зафиксировали самый большой космический взрыв, когда-либо наблюдавшийся, событие, которое, как считается, было вызвано гигантским облаком газа, поглощенным сверхмассивной черной дырой.

Вспышка, прослеживаемая на расстоянии 8 миллиардов световых лет, более чем в 10 раз ярче, чем любая известная сверхновая, и до сих пор длилась более трех лет, что делает ее самым энергичным взрывом за всю историю наблюдений.

«Это оставалось незамеченным в течение года, поскольку постепенно становилось ярче», — сказал доктор Филип Уайзман, астроном из Саутгемптонского университета, который руководил наблюдениями. Только когда последующие наблюдения показали, насколько это далеко, астрономы оценили почти невообразимый масштаб события.

«Мы подсчитали, что это огненный шар в 100 раз больше Солнечной системы с яркостью примерно в 2 раза больше солнечной», — сказал Уайзман. «За три года это событие высвободило примерно в 100 раз больше энергии, чем Солнце за свою 10-миллиардную жизнь».

Ученые считают, что взрыв, известный как AT2021lwx, является результатом того, что огромное облако газа, возможно, в тысячи раз больше нашего Солнца, погружается в неизбежное жерло сверхмассивной черной дыры. Облако газа, возможно, возникло из большого пыльного «пончика», который обычно окружает черные дыры, хотя неясно, что могло сбить его с курса с орбиты и спустить в космическую воронку.

AT2021lwx — не самое яркое явление, которое когда-либо наблюдалось. Более яркий гамма-всплеск, известный как GRB 221009A, был замечен в прошлом году, но это событие длилось всего несколько минут. В отличие от этого, новое событие по-прежнему продолжается, а это означает, что общее высвобождение энергии намного больше.

Взрыв был впервые обнаружен в 2020 году Центром переходных процессов Цвикки в Калифорнии, который исследует ночное небо на предмет внезапного увеличения яркости, которое может сигнализировать о космических событиях, таких как сверхновые или проходящие астероиды и кометы. Первоначально событие не выделялось, но, когда последующие наблюдения позволили рассчитать расстояние до него, астрономы поняли, что они запечатлели невероятно редкое событие.

«Когда я рассказал нашей команде цифры, они все были просто шокированы», — сказал Уайзман. «Как только мы поняли, насколько он яркий, нам пришлось придумать способ объяснить это».

Это было за пределами вероятного диапазона для сверхновой (взрывающейся звезды), и поэтому астрономы обратились к другому распространенному сценарию, который вызывает яркие вспышки в ночном небе - так называемое событие приливного разрушения.

Сверхмассивные черные дыры, как правило, окружены обширным ореолом газа и пыли, и авторы предполагают, что часть этого материала могла быть разрушена, возможно, в результате столкновения галактик, и отправлена внутрь дыры. По мере того, как материал двигался по спирали к горизонту событий черной дыры (ее сферической внешней границе), он испускал огромное количество тепла и света, освещая часть «бублика» и нагревая его до 12-13 000 C.