«Наш учитель - рекордсмен по затратам времени на бюрократические процедуры!»
18 марта 2016, 23:59 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов сообщил, что его ведомство работает над сокращением объема бумажной отчетности в школах и вузах.
Первым шагом на пути к этому стало ограничение объема рабочего плана преподавателя.
Вопрос: «Это - прорыв?»
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, член-корреспондент Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Дети мешают педагогам работать с документами»
- Как вы, наверное, знаете, в среду 16-го марта была итоговая коллегия Минобрнауки. В основном, конечно, рапортовали о достижениях.
Понимая, что политика - это искусство возможного, я попросил три минуты и выступил с тремя предложениями.
Одно из них как раз и состояло в том, чтобы создать специальную группу - с участием представителей профильного министерства и депутатов профильных комитетов парламента - по дебюрократизации образования.
Напоминаю, что, согласно международным официальным данным, российский учитель является мировым рекордсменом по затратам времени на всевозможные бюрократические процедуры.
Напоминаю, что, согласно официальным данным комитета Госдумы по образованию, каждое учебное заведение в среднем в год готовит 300 отчетов примерно по 13 тысячам показателей.
Знаете, один мой хороший знакомый, который является ректором питерского вуза, в год отправлял почтой 17 килограммов бумаг, - и это тоже были итоги проверки и разная отчетность.
Напоминаю, что руководитель Общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург сказал, что школа все больше и больше превращается в место, где дети мешают педагогам и администрации работать с документами.
Знаете, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, директор школы из Краснодарского края сформулировал принцип новой образовательной политики: дети, уйдите из школы и не мешайте реализовывать национальный проект образования!
Подводя итоги, могу сказать, что после проблемы крайнего, примерно двукратного недофинансирования именно бюрократизация является одной из ключевых проблем современного образования.
Вот я честно и сказал министру и коллегии, что нарастание бюрократизации далеко опережает попытки ее уменьшения.
Конечно, очень достойно, что Ливанов сообщил о том, что его ведомство работает над сокращением объема бумажной отчетности в школах и вузах, но это же абсолютно частная проблема.
Как говорил известный сантехник в известном советском анекдоте – нужно менять всю систему.
Вообще, сейчас школа, как средство многостороннего развития личности, подменяется школой, как учреждением, оказывающим услуги.
Если литературу, что является главным средством воспитания души для маленького человека нашей страны, в ЕГЭ подменяют литературоведением, я думаю, что это просто моральное преступление против ребенка!
Результаты многих социологических исследований говорят, что постоянно растет количество людей, убежденных в том, что раньше в школе учили лучше, чем сейчас.
Вот я учился в омской спецшколе для незрячих ребят, которая выполняла свою прямую обязанность: воспитание и многостороннее развитие личности ребенка.
В частности, помимо получения золотой медали (тогда их было всего 17 на всю область), я получил еще и диплом музыкальной школы, 1-й разряд по шахматам, а также любовь к литературе на всю жизнь...
Руслан Хасбулатов, заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор, членкор РАН, председатель Верховного Совета России (1991-1993 гг.):
«Их единственная работа заключается в том, чтобы выколачивать из нас отчеты»
- Сегодня бумажная отчетность благодаря нашему Министерству образования и науки стала одной из главных, если не главной частью преподавательской работы!
Недавно у нас в университете на одном большом совете я пошутил: «Уже более 30 лет заведую кафедрой, и мне теперь приходится подписывать бумаг больше, чем тогда, когда я был председателем Верховного Совета Российской Федерации!» - и все во главе с нашим уважаемым ректором просто захохотали.
Да, это очень трудно себе представить, но из-за составления отчетности просто работать некогда! У меня половина кафедры занята составлением этих бумаг.
Я вынужден сажать половину преподавателей на то, чтобы они писали эти никому не нужные бумаги в трех-четырех экземплярах. Спрашивается, а зачем тогда компьютеры?
Ничего подобного никогда не было! Я заведую кафедрой с 1981 года, но само Минобрнауки создало нам сегодня такую немыслимую обстановку!
Я не знаю, почему журналисты не поднимали эту тему. Ну, слава богу, может, до министерства наконец-то что-то дошло, а то ведь просто невозможно работать. Ведь отчетность стала главной задачей, и это нас просто замучило!
Вот мы на советах все время ругаем ректорат, а я выяснил: оказывается, ректорат тут ни при чем, всё это спускается из Минобрнауки, оттуда всё это и требуют...
Не думаю, что теперь, в связи с этим заявлением Ливанова, лёд тронулся. Везде, во всех вузах, есть инструкции, спущенные из министерства.
Знаете, в соответствии с этими требованиями ректораты создали свои штаты, которые требуют от нас, от деканатов, от заведующих кафедр эту отчетность.
Так что если Минобрнауки действительно хочет уберечь нас от этого, оно должно предпринять меры по сокращению тех людей, которые заняты руководством по выколачиванию из нас отчетов!
Но ведь если существует это подразделение, то оно должно искать себе работу. А их единственная работа заключается в том, чтобы выколачивать из нас отчеты и по этим отчетам, скажем, судить о моей эффективности.
Их не интересует, что я, например, выдал монографию в двух томах (каждый по 800 страниц) «Закат рыночного фундаментализма», которая имеет огромный эффект и сейчас переводится на английский язык.
Их интересует только то, как же какой-то Хасбулатов не предоставил в отчет такой-то показатель?
А что теперь делается в Академии наук! Я, как член-корреспондент, теперь должен писать ежеквартальные отчеты. Ничего подобного никогда не было, и нам теперь некогда заниматься ни учебой, ни наукой.
В советское время такое и представить было невозможно! Тогда в министерствах были разумные люди, ученые, специалисты. А теперь там нет ученых, теперь там «умные» менеджеры, которые не знают вообще ничего!
Зато они - менеджеры. Такого нет нигде в мире, такого никогда не было в Советском Союзе, и ничего подобного ни в одной стране мира тоже нет!
И еще. У нас же было прекрасное образование, хотя некоторые деятели – реформаторы образования говорят: «Откуда вы взяли такое?» Но это был факт, признанный международно и данность!
Сейчас нужны большие изменения, и очень печально, что крушат именно фундаментальные основы образования! То есть разрушается образование и наука, и ни для кого не секрет, что у нас величайший дефицит в подготовке квалифицированных кадров.
Разрушено первичное звено профессионального образования (у нас – техникумы, на Западе – колледжи).
Предприятия, осваивающие новые технологии, страшно нуждаются в квалифицированных кадрах. Но найти их теперь гораздо сложнее, чем этих пресловутых менеджеров.
По-моему, в сфере образования не просто наломали дров, а сознательно демонтировали наиболее прогрессивные элементы, не зная куда идти! Все ссылаются на мировой опыт образования, толком даже не зная, каков он.
Это же величайшая трагедия российской молодежи! И никакого ЕГЭ в западных вузах не существует, поскольку у каждого учебного заведения там свои требования. И у нас так было…
Иван Мельников, первый заместитель председателя Госдумы, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор:
«Речь идет о кардинальном сокращении числа проверок учебных заведений»
- Меня очень беспокоит нынешняя чрезмерная бюрократизация нашего образования. Вы только представьте, что сегодня учебные заведения в среднем заполняют 300 отчетов по 13 тысячам показателей! Это официальные данные нашего комитета по образованию Государственной думы.
Вы только представьте себе, что каждый вуз ежегодно проверяют в течение 60 дней! То есть в течение этих двух месяцев, пока вуз находится в стадии проверки, трудовом коллективу просто невозможно вести нормальную профессиональную работу.
Поэтому вопрос о дебюрократизации российского образования сегодня стоит очень остро. Речь идет о кардинальном сокращении числа проверок учебных заведений.
Например, мы полагаем, что те данные, которые размещены на официальном сайте образовательного учреждения, не должны дополнительно запрашиваться контролирующими органами...