«Будем жить лучше - пьянства станет меньше. Но пока так почему-то не получается»
3 февраля 2016, 23:41 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Эксперты Центра разработки национальной алкогольной политики сообщили, что в этом году из-за непростой экономической ситуации алкоголизация населения увеличится на 10%.
По их словам, рост потребления алкоголя будет напрямую зависеть от роста безработицы и ухудшения материального достатка россиян.
Вопрос: «Достаток меньше, а на выпивку всегда найдем?»
Анатолий Трушкин, писатель:
«Чем хуже, тем больше пьют»
- Что ж, это было всегда: чем хуже, тем больше пьют. Но ведь мы боремся с пьянством и, стало быть, хотим, чтобы наши люди стали лучше и у них было больше доходов.
То есть если мы будем жить лучше, то пьянства станет меньше. Но пока так почему-то не получается. Получается, что пьянство обладает большей силой, чем наше правительство...
Давид Якобашвили, президент некоммерческого партнерства «РусБренд», член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей:
«Бывает, что так защищаются от тяжелых мыслей»
- Да, наверное, всё это взаимосвязано. Бывает, что если кто-то не может позволить купить себе что-то, то предпочитает просто выпить. Это и калории, и определенного рода эйфория...
Еще бывает, что так защищаются от каких-то тяжелых мыслей, от стресса и неприятностей. Выпил - и вроде бы всё хорошо...
Александр Рукавишников, скульптор, член президиума-действительный член Российской академии художеств, профессор, народный художник России:
«Если выпьешь, потом становится некомфортно»
- Знаете, меня пугает такая статистика. По-моему, наоборот, было бы лучше, если бы у нас стали меньше пить, а тут...
А возможно, что какие-то напитки будут пить меньше, а какие-то больше. На самом деле мне сложно тягаться с экспертами, им лучше знать, как бывает.
Все люди разные. Кому-то алкоголь помогает пережить стресс, а, например, я, когда волнуюсь или напряженно работаю, вообще не могу употреблять спиртные напитки. Просто идет самое настоящее отторжение.
То есть если выпьешь, потом становится как-то некомфортно - и стресс не прошел, и не до работы...
Я сейчас живу за городом, в деревне, так вот здесь очень много приезжих. Работают украинцы, как западные, так и восточные, белорусы, молдаване, таджики, узбеки... И все трезвые.
Ирина Винер, главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, доктор педагогических наук, профессор:
«Правда, финны к нам в Питер приезжают…»
- Если водку убрать, то тогда люди начнут умирать от всякого алкогольного дерьма. А вот пьянство нужно искоренять, например, как в Финляндии, и продавать алкоголь только в определенное время и в специальных магазинах. Правда, финны к нам в Питер приезжают…
Юрий Стоянов, народный артист России:
«Сегодня выпил и упал ты, а завтра на его месте могу быть я сам»
- Пьющие люди всегда вызывают у нас в стране огромное сочувствие. У нас мимо избитого человека могут пройти спокойно, а мимо пьяного – не пройдут.
Эта такая наша традиция, потому что сегодня выпил и упал ты, а завтра на его месте могу быть я сам.
Александр Гуров, генерал-лейтенант МВД, доктор юридических наук, профессор, депутат Госдумы III-V созывов, член Союза писателей РФ:
«Где есть работа, там люди работают»
- Если бы был рост алкоголизации, то увеличилось бы количество преступлений против личности на почве пьянства. Но пока все показатели на том же уровне.
Я занимался этой проблемой, когда был начальником НИИ МВД. В 1995 году Ельцин отдал государеву монополию в частные руки, что было несусветной глупостью! Тогда за один только год от паленой водки погибло 50 тысяч человек, и потом ежегодно гибло по 25-30 тысяч.
Сейчас смертность от этого, конечно, сократилась. Я сейчас езжу по самой глубинке России, и что-то не вижу, чтобы было прямо такое уж повальное пьянство. Где есть работа, там люди работают. Ну, а где нет...
Андрей Битов, писатель:
«Народ у нас пьет от тоски»
- Народ у нас пьет от тоски и от бесперспективности. Кому-то поздно начинать что-то осваивать, кто-то вообще не видит перспективу - вот и пьют.
Но это было не только при нынешней власти: это было всегда. По-моему, прежде всего, нужно бороться с «паленой» водкой, потому что люди от этого просто погибают!
До революции гимназистов, которые употребляли алкоголь, отлавливали околоточные. Я думаю, что за трезвую молодежь можно побороться и милицейскими способами: ну, не надо давать подросткам открыто пить пиво! Им лучше его вообще не пить.
Но, к сожалению, борьба с чем-то у нас всегда выливается в увеличение коррупции. Весь вопрос в том, как вставить звено между тем и этим? Это и есть основной политический вопрос.