> Если высшее должностное лицо ограничивается призывами, это имитация деятельности - Аргументы Недели

//live

Если высшее должностное лицо ограничивается призывами, это имитация деятельности

15 января 2016, 15:35 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]

Фото: mimi-gallery.ru

Президент РФ Владимир Путин призвал монополии вести себя поскромнее. «Если мы хотим подавить инфляцию, то в таком ключе и должны работать, - уточнил Путин, - однако это не должно идти в ущерб качеству».

Вопрос: «Способны ли монополии по своей природе быть скромными?»

 

Юрий Болдырев, публицист, экономист, зампред Счетной палаты РФ (1995-2000 гг.):

«Отсутствует политическая воля, - и это ключевой вопрос!»

- Когда Далай-лама призывает к чему-то, понятно, что его главный инструмент – это авторитет, и других инструментов правового воздействия на ситуацию у него нет.

Высшее должностное лицо государства наделено всеми необходимыми инструментами для принятия решения - в том числе и прямого юридического, административного и финансового воздействия на компании и корпорации.

Так вот если высшее должностное лицо вместо того, чтобы включать все эти рычаги жесткого антимонопольного регулирования, ограничивается призывами, то мне представляется, что это не деятельность, а лишь ее имитация.

Я много раз приводил этот пример: даже в США в 90-е годы рентабельность мелких компаний, поставляющих топливо для отопления жилых домов, регулировалась государством. Подчеркиваю, регулировались даже не цены с потолка (как у нас комиссия рассматривает, на сколько процентов можно повысить...), а именно рентабельность.

То есть если вы объективно являетесь монополистом, то у вас должна быть регламентированная государством рентабельность и жесточайший подсчёт всех расходов и доходов!

А вот уже в такой ситуации никакой «Газпром», никакая «Роснефть» не может спонсировать никакой футбольный клуб иначе, как за личные деньги руководителей компании. Причем это деньги, естественно, прошедшие подоходное налогообложение.

До тех пор, пока у нас нет регулируемой рентабельности деятельности компаний-монополистов и пока компании-монополисты могут иметь так называемые непрофильные активы (плюс заниматься «благотворительностью»), всё это - ложь и лицемерие, а на самом деле - ограбление государства!

Безусловно, политическая воля здесь важнее, чем законодательная база. Но политической воли нет. Обращение с благими пожеланиями - это не демонстрация политической воли, а лишь имитация политической воли.

Все инструменты антимонопольного регулирования в мире давно известны и отработаны, и здесь не надо изобретать велосипед. Отсутствует исключительно политическая воля, - и это  ключевой вопрос!

Если государство включает механизм регулирования рентабельности, то хочешь–не хочешь, а нужно начать соотносить рентабельность и в сырьевых отраслях, и в сфере ЖКХ, и в банковском секторе, и в той же самой высокотехнологичной экономике - машиностроении, судостроении, авиастроении, про которую столько звона, а дела нет.

Значит, как только вы всерьез беретесь за дело, то начинаете соотносить и регулировать рентабельность между отраслями экономики. Но тогда вы начинаете строить созидательную, а не паразитическую экономику.

А в созидательной экономике рентабельность в науке и в инженерном деле не ниже, чем в банках...

Оксана Дмитриева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор:

«Вряд ли какой-нибудь «Газпром» подчинится министру энергетики...»

- Думаю, что в отношении монополий, особенно если это естественные монополии с государственным участием, просто уже пора и власть употребить, а не призывать!

Если это монополии с госучастием, значит есть директива государства и есть представители государства в Совете директоров.

Значит, назначается правление - и те же представители государства полностью могут определить политику и заработной платы, и вознаграждений, и отношения к аффилированным структурам и т.п.

То есть в монополиях с госучастием требуется абсолютно четкое планирование издержек. Что касается монополий без государственного участия, то через антимонопольное законодательство тоже можно абсолютно четко регулировать цену, издержки и себестоимость.

И дело здесь не только в работе Федеральной антимонопольной службы и даже вообще не в ФАС. Здесь нужно просто начать с управления госсобственностью, тогда и у ФАСа, с точки зрения издержек, появится ценовая ориентация.

Да, здесь может быть усилена законодательная база, поскольку до сих пор не принят закон об управлении пакетами акций в государственных акционерных обществах. Но и при нынешнем законодательстве это вполне возможно.

Есть директива государства, есть представители государства в советах директоров, и, наконец, есть назначенные государством председатели правления, которые могут дать конкретные директивы. Президент же даёт общую установку...

То есть вопрос в данной ситуации, скорее, к отраслевым министерствам, а они почему-то не занимаются этим...

Что ж, «быть скромнее» - это же можно понять совершенно четко. Должны быть проверены все издержки - по аффилированным структурам, на административно-управленческий персонал, на административные расходы, на непрофильные активы...

Это касается всех - и банков, в том числе и Сбербанка, и Внешэкономбанка...

С другой стороны, понятно, что тут есть и политико-психологический, и уже просто технико-экономический вопрос...

Вот президент сформулировал политико-психологическое задание, а дальше уже вполне конкретно по соответствующим направлениям должны действовать министерства – Минэнерго, Минпром, а потом их можно будет заслушать...

Конечно, вряд ли какой-нибудь «Газпром» подчинится министру энергетики, и тем не менее два-три этих гиганта могут непосредственно отчитаться перед президентом...

Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, бывший зампред комиссии Совета Федерации по естественным монополиям:

«Надо уже говорить не «фас!», а применять более острое выражение!»

- Нет, монополии невозможно стать скромнее, потому что она - монополия. А когда монополия пытается создать такую картину в глазах общества, то может быть чуть скромнее за счет своего высшего руководства. Однако она никогда не может быть скромнее в потреблении на себя, родную!

Что касается деятельности руководителя ФАС Игоря Артемьева, то, по-моему, на сегодняшний день он сделал очень много. Но если ему дадут команду «фас!», то он, конечно, сделает еще больше!

Что здесь важнее – политическая воля, законодательная база или все-таки, как говорится, власть употребить? Знаете, нужно и первое, и второе, и третье, а впереди паровоза всегда должно быть законодательная база.

Если нет законодательной базы, команда «фас!», которую дали сверху, может остаться только командой. Сегодня она прошла, а завтра ее уже нет...

Так что законодательная база – это номер один! Но и команда сверху, которая, как зеркало, отражает название ФАС, тоже должна быть. Мол, ребята, «фас!», - и давайте-ка всех немножко возбуждайте и заставляйте работать на страну, а не на себя!

И все же в рамках правительства эта самая команда «фас!» может спокойно потеряться. То есть пока она идет до исполнителя, то «фас» может терять по букве...

Так что надо уже говорить не «фас!», а применять более острое выражение, правда, мне неудобно говорить, какое именно. Но букв в нем гораздо больше...

Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук:

«Сырьевая экономика не может быть устойчивой и стабильной»

- Кризис показал, что сырьевая экономика не может быть устойчивой и стабильной, поэтому и должна строиться внутренняя дифференцированная экономика с упором на знания.

Нашей стране Всевышним даны огромные энергетические ресурсы и площади, и Россия все равно будет энергетической сверхдержавой!

Но ее экономика не должна быть перекошенной, как сейчас, а 50 процентов ВВП должно приходиться на экономику знаний - и лишь 10-15 процентов на «Газпром» и то, что с ним связано.

Кстати, в не столь давние времена  некоторые члены совета директоров госкорпораций получали 20 млн. долларов в год, а их подчиненные – по 11-12 млн. долларов.

Если учесть, что все институты в этой отрасли получали меньшую суммарную зарплату, то это, конечно, несколько удивляло...

Так что критерий зарплаты – это сумма, не больше той, которую получает, скажем, министр в данной отрасли (если речь идет о госкорпорациях).

Кстати, в нынешнее время очень многие частные корпорации установили себе нулевые бонусы. Я считаю, что во времена кризиса это нормально и правильно.

Николай Рыжков, член Совета Федерации, председатель Совета министров СССР (1985-1990 гг.):

«Скоро будет видно донышко»

- А ведь и у самого «Газпрома» перспективы не ахти, потому что газ - это же не возобновляемый источник энергии, и скоро будет видно донышко. Так что нужны альтернативные источники энергии.

Когда еще Кудрин был министром финансов, мы ему много раз говорили: пока у нас много денег - обновляй оборудование и перерабатывающую промышленность, строй предприятия! Но разве это кто-то слушал?

Наверное, в нашем правительстве тогда думали, что золотой дождь нефтедолларов будет идти целый век. Сегодняшний день показывает, что это далеко не так...

 

 

 

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте