Руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов на открытии Шестой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, которая проходит в Петербурге со 2 по 6 ноября 2015 года, заявил, что антикоррупционные действия на международном уровне требуют четких правил и общих согласованных усилий.
«Навязывание стандартов, к которым отдельные страны не готовы, на мой взгляд, недопустимо», - подытожил Иванов.
Вопрос: «Борясь с коррупцией, главное, найти в себе силы не брать взятки?»
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
«... с целью манипулирования общественным сознанием»
- На сегодняшний день в России со стороны государства мы видим явный прорыв в антикоррупционной стратегии, которая реализуется через законодательные процедуры, а также через механизмы взаимодействия с независимыми экспертами и институтами гражданского общества.
Противодействие коррупции - это не только то, что ассоциируется у граждан с борьбой с коррупционерами, что, конечно, тоже является важным, но не основным аспектом. Это лишь часть борьбы.
Коррупция - это бизнес. Для выстраивания стратегии борьбы с этим злом нужен определенный механизм. Вот Сергей Борисович Иванов сегодня и говорил о хартии, как об одном из сегментов механизма, который нужно постоянно развивать.
Да, сегодня у населения растет доверие к государству и его борьбе с коррупцией. Но это доверие пока растет, основываясь на восприятии конкретных антикоррупционных дел и при этом зависимо от того же «дела Васильевой» или, скажем, назначения Сердюкова.
К огромному сожалению, наши граждане не знают, сколько всего сделано со стороны государства в рамках антикоррупционного законодательства, - и это не какое-то пафосное заявление.
Борьба государства с коррупцией - это сложный, системный и многоуровневый процесс. Поэтому мы и говорим, что не нужно навязывать со стороны некие «универсальные» законодательные правила, потому что у каждого государства есть своя специфика.
Например, Германия только сейчас ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а Россия это сделала еще в 2006 году.
Что ж, в этом всегда будут существовать разные подходы. Россия полностью ратифицировала эту конвенцию, а вот понятие «незаконное обогащение» у нас, как и еще в 11 странах (скажем, в США), в соответствии с Конституцией не может быть криминализировано.
И тем не менее, механизмы борьбы с незаконным обогащением у нас уже начали работать через исковые заявления прокуратуры и гражданское судопроизводство.
Кстати, и в антикоррупционной конвенции в ст.34 прописано, что ее реализация должна происходить с учетом национального законодательства.
Именно об этом профессиональному сообществу в рамках установленного формата мероприятия ООН еще раз напомнил глава администрации президента Сергей Борисович Иванов.
Задача конференции - подготовить к субботе и принять резолюцию, которая должна стать дополнительной основой для развития национальных антикоррупционных законодательств.
Справедливости ради нужно отметить, что фактическими инициаторами темы борьбы с отмыванием и возвратом коррупционных доходов стали Россия и Китай.
Эта тема особенна важна для вышеназванных государств, поскольку сотни миллиардов коррупционных долларов «утекают» на Запад, а реальные механизмы возврата средств отсутствуют.
Хотя надо честно говорить о том, что зарубежные страны не торопятся возвращать многомиллиардные активы, значительно подпитывающие их экономику.
И еще. К сожалению, зачастую в СМИ и блогосфере информация вырывается из общего профессионального контекста с целью манипулирования общественным сознанием...
Александр Гуров, генерал-лейтенант МВД, доктор юридических наук, профессор, депутат Госдумы III-V созывов, член Союза писателей РФ:
«В суд никто не хочет идти, а «подмазывать» готовы все...»
- В общество потихоньку начинает проникать идея борьбы с коррупцией. Если уж президент говорит, что коррупция угрожает национальной безопасности, то дальше, как говорится, ехать некуда!
Это просто социально-криминальное явление! И очень радует, что пошли в суды антикоррупционные дела.
Хотя процесс борьбы с коррупцией идет тяжело, но мы в него постепенно втягиваемся. Всем нам нужно изменить собственную психологию, потому что у нас самих кругом связи. И дай-то бог, чтобы маховик борьбы с коррупцией начал раскручиваться еще сильнее!
У нас коррупция не растет и не снижается, а просто она уже всех очень достала. Наконец-то начинает осуществляться идея президента, закрепленная в законе, который он представил в той программе, которую сам и утвердил.
Знаете, когда население кричит, «сажай взяточника, ату его!», то почему-то забывает про себя и про то, что не один только коррупционер виноват.
Могу привести статистику: из 100 задержанных сотрудниками ГИБДД водителей лишь в пяти (!) случаях ими вымогалась взятка! А 95% умоляли взять деньги, чтобы им не ходить в сберкассу и прочее.
Так что это проблема и экономическая, и политическая, и нравственная, и идеолого-правовая.
Примечательно, что коррупцию еще никто и нигде не победил как явление, просто в одной стране ее больше, а в другой – меньше.
Для того чтобы не надорваться (как в свое время СССР) и чтобы не было чиновничьего произвола, государству нужно отдать свои 5,5 тыс. функций, скажем, общественным организациям и просто минимизировать и упростить их!
Но на все нужно время. Разворовать можно ворохами, но крохами не соберешь! А само наше население готово к борьбе с этим злом? Баба Маня как переходила дорогу в неположенном месте дорогу, так и переходит!
А свалки мусора в Подмосковье!.. В суд никто не хочет идти, а «подмазывать» готовы все...
Светлана Горячева, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности:
«Сегодня, ничего не умея делать, можно запросто стать министром»
- Во-первых, прежде чем бороться с коррупцией, нужно очень тщательно заняться подбором кадров. Брать не случайных людей и не тех, кто «ближе к телу», а тех, кто в этой ситуации, когда за доллар продается все, может быть честным и служить России.
И после революции, и после войны были тяжелейшие годы, но и в такой ситуации умудрялись брать на работу честных людей. «Кадры решают все!» - говорил Сталин и был очень прав в этом прав.
А сегодня, ничего не умея делать, можно запросто стать министром. И такой министр себе подобных себе и набирает...
Аркадий Баскаев, член президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами РФ, депутат Госдумы III-V созывов:
«Теперь начнут искать бабушек и дедушек»
- Увеличение коррупционных преступлений связано с тем, что их стали больше выявлять. По сути, совсем недавно было исправлено несовершенство нашего во многом коррупционного законодательства.
Надеюсь, ситуация будет постепенно меняться, а то ведь у нас сегодня бесплатно даже «здравствуй» не говорят.
Я понимаю, что коррупционеры теперь начнут искать бабушек и дедушек, на которых будут переоформлять свое имущество, и хотя бы будут думать, как им обосновать наличие некой недвижимости на десятки миллионов долларов.
Главное коррумпированная среда – это, по-моему, административное управление. Это и муниципалитеты, и аппараты различных государственных учреждений, где решаются вопросы, связанные с недвижимостью, землей, строительством, потребительским рынком и тому подобное.
Ведь именно туда идут бизнесмены, чтобы решать свои вопросы.
И еще, безусловно, подобный стандарт нужен для правоохранительной системы, а также в области медицины и образования.
Пожалуй, это и есть самые коррупционноемкие сферы нашей жизни.
Ирина Рукина, член координационного совета межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», член президиума РАЕН, доктор экономических наук:
«Нет слоев общества, свободных от коррупции!»
- Огромные средства платят нашим компаниям за то, чтобы купить их разработки и положить на полку – для того чтобы это не внедрялось нашей промышленностью.
Да и рейдерства у нас меньше не стало, а это договоренности правоохранительных органов, судебной системы и т.п. – тоже коррупция.
По сути, ни одна наша компания, имеющая офис, здание, землю сейчас не может быть спокойна, потому что в любую секунду это могут отобрать. А еще эта ржа разъела систему, связанную с выборами законодательных органов и назначениями на «хлебные» места, чего раньше не было...
У нас практически нет слоев общества, свободных от коррупции! Когда мы говорим «законодатели», то мы хотим думать, что это абсолютно чистые и безгрешные люди.
Но все мы знаем, что среди законодателей много бизнесменов (хотя сейчас их становится меньше), и нельзя сегодня требовать от них очень многого.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции