Ситуацию в российской малой авиации сегодня можно сравнить с хаотичным движением метеоритов в космическом пространстве, то есть куда кривая не вывезет. Последняя трагедия над Истрой - яркое тому подтверждение!
О ситуации размышляет летчик-испытатель, депутат Госдумы I созыва, почётный президент Московского авиационного салона МАКС, Герой России Магомед ТОЛБОЕВ:
«От малой авиации просто отреклись»
- Малая авиация России сейчас находится просто в бесхозном состоянии. Руководство Министерства транспорта не проявляет к ней никакого интереса, а Росавиация совершенно не занимается этим и заниматься не хочет.
За все последние годы от малой авиации у нас просто отреклись. Что ж, это понятно: денег нет, зато много проблем. Ну, и зачем чиновнику еще одна проблема, если есть крупные компании, которые можно доить и жить припеваючи?
«Это приводит к самому настоящему хаосу!»
А вот в 1987 году в СССР Постановлением ЦК КПСС малую авиацию было решено взять под контроль. Реализация этой программы была поручена Министерству авиационной промышленности (МАП), а в МАПе было поручение отряду космонавтов «Буран».
В этом отряде был создан отдел инженеров-конструкторов, которые осматривали самолеты, выносили технические решения, давали (или не давали) «добро» на полет.
После этого было принято решение создать Федерацию любителей авиации, которая отвечала за всю малую авиацию - аппараты весом до 500 килограммов. Потом инженерно-конструкторский и летный отделы были расширены.
Надо заметить, что Федерация любителей авиации существует до сих пор, но она, к сожалению, перестала существовать как юридическое лицо. Они уже ничем не владеют, и, по сути, осталось просто одно название.
Именно поэтому малая и средняя авиация у нас сейчас бесхозные, и теперь это приводит к самому настоящему хаосу!
«Системы контроля вообще нет!»
Да, люди у нас становятся состоятельными, покупают самолеты, хотят научиться летать. Что ж, это очень хорошо, это показывает и уровень технического развития, и благосостояние населения России.
Но ведь подчас получается плохо, поскольку этим никто не руководит! У нас нет единой системы регистрации воздушных судов, регистрации пилотов, методики подготовки пилотов. Вообще нет ничего единого, и каждый занимается сам по себе!
Сравните эту ситуацию с ГАИ. Ведь в Госавтоинспекции есть всё: школы подготовки, возможность сдать экзамены, получение права вождения, контроль на дорогах, ежегодный технический контроль, - и всё это по единой государственной системе.
То есть государство контролирует огромное количество машин, а вот за более чем 10 тысячами самолетов (тоже приличное количество) никакой системы контроля нет вообще!
«Если бы нас таких было хотя бы человек 100-150...»
Недавняя трагедия на Истре произошла опять-таки из-за отсутствия системы контроля. Вот если бы существовала инспекционная группа опытных летчиков, которые и летали бы, и испытывали, если требуется...
Я сам летаю везде и всюду, бываю на аэродромах с проверками, и меня просто боятся! А вот если бы нас таких было хотя бы человек 100-150...
«Об этом никто не говорит»
Вот мы подняли вопрос о трагедии на Истре, а ведь такие случаи были и в Хабаровске, и в Чите, Омске, Томске, Тобольске, Махачкале... Мало кто знает, но только на Кавказе в год падает по 6-7 легких самолетов, но об этом никто не говорит. Все молчат потому, что невыгодно об этом говорить.
Для кого невыгодно? Для той же Росавиации, для хозяев авиапарка, поэтому и молчат. А ведь такое молчание и порождает катастрофы!
Нет аналитической группы, которая собрала бы в единую базу все эти случаи, нет инспекторской группы, которая бы проверяла, где у кого и какие документы - разрешение на полеты, свидетельство летчика, сертификат на самолет и т.п.
Я создал аналитический труд и отправил его в Росавиацию. Но они категорически открестились от него. Мне ответил заместитель департамента Минтранса Шнырёв Г.А., буквально обвинив в «заказухе»...
«Инкогнито прийти на аэродром»
Я думаю, что инспектору можно даже инкогнито прийти на аэродром и посмотреть, как они там летают, зафиксировать все нарушения, потом сказать, что если такое будет повторяться, то аэродром будет закрыт и самолет будет стоять на земле!
А сейчас у нас каждый сам принимает решение, сам летает, сам ходит... Он сам себе хозяин, ведь это он купил самолет: мой самолет, что хочу, то и делаю!
«Всё это должно сделать государство»
А ведь каждый аэродром должен быть привязан к своей системе карт. Должны быть обозначены районы полетов, розы ветров, опасные населенные пункты, дороги, речки и все остальное.
И такие карты должны быть у каждого, кто там летает. Должны быть карты ближайших запасных аэродромов, куда можно экстренно сесть.
Естественно, должны быть обозначены частоты радиостанций, которые есть на этих аэродромах. То есть всё это должно быть в единой системе, должен быть реестр.
И всё это должно сделать государство, а потом уже и контролировать исполнение этих положений.
У нас же нередко получается принятие такого решения: всё, надоели, закрыть, прекратить, убрать, уничтожить! Это самый лучший путь, который выбирает Россия, - и это называется мракобесие...
«Опасно летал над пляжем, пугал народ...»
Взять тот же случай на Истре! Были сообщения, что летчик, судя по всему, пижонил, еще до трагедии опасно летал над пляжем, пугал народ... Тут надо еще и диспетчера привлечь, который не должен был ему разрешать полеты!
Вообще, должна же быть реакция на жалобы граждан! Если самолет опасно низко пролетает над домами, дачными товариществами, нужно звонить в милицию, и пусть правоохранительные органы разбираются, где ближайший аэродром, кто летал и т.д.
У нас же нет единого правового поля. Каждый говорит, мол, это не мое дело. Росавиация скажет — это не наше дело, Минтранс скажет — не наше дело, ну, и милиция тоже. А ведь там главный - это участковый, но его не найти...
«Необходимо создать организацию малой авиации»
У нас в стране жизненно необходимо создать организацию малой авиации, в которую входили бы все самолеты, аэропорты, летчики. Это должна быть общественно-управляемая организация с тем, чтобы там всё было в одном кусте и чтобы никто не был сам по себе, как сейчас.
И эта организация, как структура, должна войти в Росавиацию и быть под ее управлением.
«В связи с отсутствием дорог...»
За основу можно взять, например, организацию авиации в Америке, ее северного штата - Аляски, где в связи с отсутствием дорог очень развита именно малая и средняя авиация, и 60 процентов грузо- и пассажироперевозок осуществляет малая и средняя авиация.
Давайте пошлем туда в командировку 5-6 человек, получим там инструкции, методики, как должно делать, и сделаем что-то похожее у себя...
«Уважение к лётному закону - это святое!»
Так что я призываю всех летать как можно больше, дальше, выше! Ведь желание летать заложено в человеческой природе. Вот и пусть наши люди летают, пусть стараются и учатся летать.
Только не надо нарушать правила. Надо уважать лётные законы. Уважение к лётному закону - это святое! Наставление по производству полетов и есть тот главный документ, которым пользуется любой летчик, техник, механик, штурман.
У этого наставления обложка красного цвета, и это цвет крови наших погибших коллег!
Самолету рад любой - хоть маршал, хоть капитан, хоть солдат, и все самолеты одинаково прекрасны!.. На аэродроме нет званий и чинов, а есть полное уважение к лётным законам.
Честь имею!
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции