«Мои родители и учителя учили меня не зубрить, а думать!»
3 июля 2015, 22:22 [ «Аргументы Недели» ]
Жители России склонны давать российскому образованию среднюю оценку и считают старую систему проверки знаний выпускников более надежной, чем ЕГЭ, сообщил фонд «Общественное мнение».
По данным социологов, положительно ситуацию в сфере образования оценивают только 14% россиян, большинство же высказывается менее оптимистично: 24% считает качество современного образования в стране плохим, 46% - средним.
Вопрос: «Сейчас образование - разочарование?»
Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«ЕГЭ - это не менее коррупционная схема, чем обычные экзамены»
- Я получил советское образование, которое было стандартным для своего времени. Будучи незрячим от рождения ребенком, я закончил специальную школу с золотой медалью и параллельно – музыкальную с отличием и получил первый разряд по шахматам.
В школе для незрячих детей меня научили ходить на лыжах, кататься на коньках, 18 раз подтягиваться на турнике, бегать 60 метров за 8 секунд и заниматься гимнастикой в той мере, в которой это вообще доступно человеку, лишенному зрения.
Знаете, этого образования мне хватило для того, чтобы потом с отличием окончить педагогический институт, защитить две диссертации, стать членом-корреспондентом Российской академии образования и избираться в парламент.
А сейчас школа, как средство многостороннего развития личности, к сожалению, подменяется школой, как учреждением, оказывающим услуги.
Например, мы теперь узнали, что Единый государственный экзамен – это не менее коррупционная схема, чем обычные экзамены, а может быть, даже и более.
Результаты ЕГЭ задним числом подстраивают под результаты сдавших ребят, поэтому говорить, что этот экзамен объективнее обычной оценки, которую ребенок получает сразу, как только сдал предмет, просто невозможно.
Подготовка к ЕГЭ у репетитора стоит гораздо дороже, нежели подготовка к обычному экзамену. Судя по результатам сдачи ЕГЭ во многих республиках и регионах, там, где это возможно (по негласным установкам вплоть до губернаторских), в частности, сельским ребятам ЕГЭ сдавать помогали.
Теперь преподаватели не могут понять, а что же именно измеряет ЕГЭ. Этот экзамен уж точно не измеряет грамотность и не определяет ни навыки письменной речи, ни творческие способности. Поэтому самый мягким компромиссом, который только возможен, может быть только добровольность ЕГЭ.
А вот мои родители и учителя вряд ли помнили знаменитое высказывание Гегеля: «Метод – это теория, приведенная в действие», и тем не менее они учили меня не зубрить, а думать!
Еще в 2007 году мы приняли закон о стандартах. Вы будете смеяться, но в нем ничего нет о содержании образования, но есть только требования к структуре образовательных программ.
Вот поэтому теперь учить можно чему хочешь и когда хочешь, но главное, потом натаскать ребенка на пресловутый ЕГЭ...
Руслан Хасбулатов, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой мировой экономики Российской экономической академию имени Г.В. Плеханова, бывший председатель Верховного Совета России (1991-1993 гг.):
«Печально, что крушили именно фундаментальные основы образования!»
- В сфере образования у нас не просто наломали дров, а сознательно демонтировали наиболее прогрессивные элементы и фундаментальные основы. Вот все теперь ссылаются на мировой опыт образования, но толком и сами не знают, каков он.
Российская молодежь сейчас переживает величайшую трагедию, потому что разрушается не только образование, но и наука. Нарастает дефицит в подготовке квалифицированных кадров, а ведь предприятия, осваивающие новые технологии, страшно в них нуждаются.
Найти квалифицированные кадры теперь почти невозможно, а вот каких-то менеджеров стало очень много. Первичное звено профессионального образования (у нас – техникумы, на Западе – колледжи) разрушено.
А ведь никакого ЕГЭ в западных вузах не существует, поскольку у каждого учебного заведения там свои требования. Так было и у нас, и вообще у нас было просто прекрасное образование! Но некоторые «реформаторы образования» вопрошают: «Откуда вы такое взяли?» А это была просто данность и международно признанный факт!
Сейчас требуются большие изменения, и очень печально, что крушили именно фундаментальные основы образования!
Михаил Швыдкой, председатель Совета учредителей некоммерческого партнерства «Комитет индустриальных телевизионных премий», министр культуры РФ (2000-2004 гг.), председатель Федерального агентства по культуре и кинематографии (2004-2008 гг.):
«Недостает гуманитарной компоненты»
- По-моему, сегодняшней программе недостает гуманитарной компоненты. В известном смысле, школа сегодня готовит к поступлению в вуз, а не к вступлению в жизнь, к самостоятельности мышления и к творческим подходам к проблемам, которые существуют.
Само по себе количество лет обучения определяет в образовании далеко не всё. Думается, в неменьшей степени уровень образования определяет, во-первых, программа, которую хотят реализовать, и, во-вторых, время начала обучения.
Что ж, у всякой системы образования есть свои недостатки, в том числе были и у советской (сам я, кстати, заканчивал 11 классов). Но сегодняшняя система образования, с одной стороны, слишком специализирована, а с другой – она готовит отвечать на тесты.
А эта методика сдачи экзаменов скорее требует большей натасканности, чем креативности...
Юрий Афанасьев, доктор исторических наук, профессор, основатель Российского государственного гуманитарного университета:
«Вузы должны быть сами ответственны за качество и уровень подготовки»
- Знаете, а ведь во многих странах вообще не существует каких-то образовательных стандартов, и каждый университет сам волен определять уровень качества знаний, степень профессионализации, соотношение фундаментальных и специальных знаний и т.п.
Правда, это происходит не везде. Например, в Германии существует нечто вроде государственных норм.
Но вообще чем меньше будет охват этими стандартами всей страны, тем лучше потому, что вузы должны быть сами ответственны за качество и уровень подготовки выпускников и должны сами определять, каким именно должен быть этот уровень.
А в том случае, если вуз просто никудышний и не может обеспечить даже малейший уровень качества знаний (а таковых у нас полно), но ему все равно предоставляется подобная самостоятельность, то он все образование и сведет к уровню ПТУ, а то и ниже. Так что и самостоятельность тоже нужно давать далеко не всем...
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:
«Нужно изменить само отношение к процессу обучения и к ученикам»
- Нужно изменить само отношение к процессу обучения и к ученикам. По-моему, у нас до сих пор репрессивное обучение, и его целью является получение не знаний, а отметок. И, к сожалению, почти всегда присутствует страх неправильного ответа.
А ведь обучение должно быть направлено на то, чтобы каждый человек получал то, что ему требуется. На мой взгляд, у нас сейчас сплошная профанация учебного процесса, то есть постоянные попытки поместить каждому человеку в голову некий стандартизированный набор знаний.
Однако многим людям многое совсем не нужно, поэтому все и выливается в процесс сплошного набора галочек и отметочек, для получения которых ученик, собственно, и учится.
Жанна Эппле, актриса театра и кино, заслуженная артистка России:
«Он по сравнению с нашими детьми вообще ничего не знает»
- Почему-то считается, что наше образование нигде не котируется. Для меня это непонятно, но если ты хочешь в другой стране получить работу, то там снова нужно все пересдавать.
А вот ребята-иностранцы, приезжающие к нам, знают школьные предметы гораздо хуже, чем наши школьники.
Несколько лет назад ко мне приезжала из Франции подруга с сыном, так он по сравнению с нашими детьми вообще ничего не знает, правда, кроме французского языка...