В Госдуму внесен законопроект о так называемой базовой линейке учебников по четырем школьным предметам: «математика», «история России», «русский язык», «литература».
Инициатор законопроекта председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила, что обучение по базовым учебникам устранит существующую дискриминацию детей и неравенство в подготовке к сдаче ЕГЭ, поскольку есть учебники и программы разного качества и содержания, в то время как экзамен у школьников - единый.
Вопрос: «Единые учебники нужны, единые учебники важны?»
Николай Стариков, писатель:
«На Украине создана «новая история»...»
- Безусловно, должен быть единый учебник истории. И вообще, должны быть стандарты образования, особенно в дисциплинах, связанных с упоминанием и трактовкой истории.
Единый учебник истории - это необходимость. Очень странно, что министр образования Ливанов никак не может выполнить прямое распоряжение президента Путина, которое он получал касаемо единого учебника истории.
Стандартизация учебников - это вообще очень хорошее и нужное начинание. Вот, скажем, в математике еще может быть нечто новое и прорывное, а в истории «нового и прорывного» быть не может. А если это случается, то через некоторое время разваливается само государство...
За примером далеко ходить не надо. На Украине создана «новая история». Трагические последствия этого мы сейчас и наблюдаем...
Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:
«А что будет потом, их не волнует»
- У меня очень хорошее отношение к тому, что сделала Ирина, и я ее поддерживаю целиком и полностью.
Чем больше мы будем уделять внимания тому, что в любой уважающей себя стране ставят на первое место, а именно — подготовке детей (и это будет сделано со стороны государства в виде подготовки такого рода учебников), тем лучше.
Казалось бы, многие вопрошают: если мы должны подчиняться такого рода универсализации в отношении математики, русского языка, истории, литературы или еще чего-то, то не возникнет ли лукавства?
Но ведь когда государство задает стандарты в технике, то ни у кого не возникает вопросов — почему? А вот при стандартизации в подготовке гуманитарных предметов почему-то возникают вопросы...
У меня же всегда возникают вопросы, почему существует этот разнобой, который предлагают то одни, то другие политологи, политики, ученые или преподаватели? Ведь когда нет такого подхода в едином стандарте, это и приводит к большой буре в умах еще не состоявшихся молодых людей!
Если человек сформировался на основе определенных подходов, это одно...
Помню, преподаватель в институте объяснял мне, что такое инженер: «Мы должны дать вам набор определенных знаний, и дальше вы на основе этого будете способны разобраться в любом предмете. Вы узнаете, где найти, как найти, в какие справочники обратиться и т.д.».
Так и здесь, когда молодой человек, который еще не может отделить правильное от неправильного. Ведь он еще не застрахован определенным набором своих идеологических предпочтений, скажем, от противоречий гражданской войны...
А вот в базовом учебнике ему и дадут этот набор, который должен быть правильным и выверенным с точки зрения государства. И уже в будущем, когда он сформируется и начнет анализировать сам, это даст ему возможность выбрать для себя некие предпочтения. Именно тогда ему и пригодится этот базовый курс.
Вот нельзя же ребенку, у которого диатез, есть шоколад. Но он хочет. Что будет правильнее со стороны родителей — давать этот шоколад или нет? Конечно, не давать.
Но если ты оставишь это на усмотрение ребенка или на усмотрение неких окружающих, которые не понимают, что у него диатез, то они его и накормят шоколадом, лишь бы ему было хорошо. А что будет с ним потом, их не волнует...
Людмила Стебенкова, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья:
«Пусть они пишут, что хотят, в своих диссертациях»
- Знаете, я вообще считаю, что, скажем, учебник по литературе - это, как говорится, отдельная история. И вообще должны быть единые учебники и по литературе, и по математике, и по русскому языку, и по литературе.
И я знаю, что созданием именно таких учебников у нас сейчас активно занимаются. Должны быть единые учебники, по которым учится вся страна, чтобы не было вот этого - «что хочу, то и пишу».
Пусть они пишут, что хотят, в своих диссертациях. Это их проблемы. А вот учебник должен быть выверен.
Иначе дети в одном учебнике будут читать одно, а в другом - прямо противоположное. Так что Госдума проявила абсолютно правильную инициативу.
Наталия Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы, руководитель парижского отделения Института демократии и сотрудничества:
«Люди всё воспринимают на уровне мировоззренческих аксиом, а не документов»
- Еще в советское время мой отец, будучи академиком педагогических наук, был в составе двухсторонних комиссий по учебникам истории, издаваемых совместно с разными странами. Скажем, была советско-германская комиссия по освещению истории друг друга в учебниках.
Так что это не только наша проблема, и там люди тоже понимают, что история и философия – это некие питомники человеческих идеалов и создатели некой мировоззренческой рамы.
Государства во всем мире следят за этим, ведь люди всё воспринимают на уровне мировоззренческих аксиом, а не документов.
Западу бесполезно доказывать, что Иван Грозный за 30 лет царствования загубил людей в 10 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь. Все равно мы варвары, а Запад хороший!..
Роман Карцев, народный артист России:
«Сейчас, я слышал, есть такие преподаватели...»
- Раньше, когда училась моя дочь, все учебники были одинаковыми и мы ни в чем не сомневались. А сейчас, кажется, не все одинаково преподают...
Хорошо, что мой внук ходил в такую школу, где после занятий они вместе с педагогом делали уроки. Я доверял этому педагогу.
Знаете, если есть симпатия к преподавателю и взаимопонимание с ним, то это лучше любого учебника! Но сейчас, я слышал, есть такие преподаватели…
Один преподносит, что только коммунисты были правы, другой, наоборот, только за «белых». Всё политизировано, и в вузах преподаватели принадлежат чуть ли не к различным партиям.
Каждый преподает в силу своего соображения, а золотой середины и истины нет.
Хорошо еще, что математика с физикой ни к какой партии не относятся...
Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей:
«Учебники, скажем так, бывают разные...»
- Учебники, скажем так, бывают разные, и я считаю, что основы каких-то жизненных позиций – с точки зрения и истории, и отношения к сегодняшнему дню – родители должны давать детям сами.
Думаю, что обязательно должен быть налажен плотный контакт между школой и родителями, потому что это – неотъемлемая часть процесса образования, включая подбор тех же учебников. Более того, это нормальное функционирование гражданского общества.
Что касается моих детей, то они учились в хорошей школе, у хороших учителей и по хорошим учебникам...
Вячеслав Никонов, председатель комитета Госдумы по образованию, исполнительный директор правления фонда «Русский мир», президент Фонда «Политика», доктор исторических наук:
«У меня даже часто возникало желание сесть и самому что-нибудь написать»
- Знаете, кто-то из писателей сказал так: «Когда я хочу прочесть хорошую книгу, то сажусь и пишу ее».
Когда я смотрел учебники, по которым в недалеком прошлом учились мои дети, то только и мог сказать, что с моей точки зрения, как доктора исторических наук, они были просто безобразны!
У меня даже часто возникало желание сесть и самому что-нибудь написать, тем более что в жизни, к сожалению, я не прочитал ничего объективного. Ведь по определению любой текст, написанный человеком, все равно будет субъективным...
Да и учителя у нас не все грамотные…
Жанна Эппле, заслуженная артистка России:
«Те учебники нам так и не пригодились...»
- До третьего класса я пыталась участвовать в учёбе старшего сына и смотреть, по каким учебникам он учится, что читает и чем занимается, но потом вдруг поняла, что совсем не понимаю, что же там написано.
Помню, у меня тогда создалось ощущение, что учебники переписываются только для того, чтобы максимально усложнить ученикам жизнь, а их авторы изобретают новые буквы и слова, чтобы запутать детей в объяснении очевидных и простых истин.
В итоге на каком-то этапе у сына совершенно пропал интерес к такой учебе, а я поняла, что могу его потерять только из-за того, что мы стремились к хорошим оценкам и результатам.
В конце концов мы перешли в другую школу (без математического уклона), и я доверила его хорошим педагогам, которые сказали, что сын очень одарен.
Он уже закончил школу, а те учебники нам так и не пригодились...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции