> «Медицинское тестирование на наркотики не должно быть плановым» - Аргументы Недели

//live

«Медицинское тестирование на наркотики не должно быть плановым»

6 декабря 2013, 09:22 [ «Аргументы Недели» ]

Фото: state.rin.ru

Итак, в России вступил в силу федеральный закон о проверке школьников и студентов на употребление наркотиков. В частности, речь идет о тестировании несовершеннолетних на употребление наркотиков. Согласно закону, вводятся формы раннего выявления наркомании, в том числе посредством проведения социально-психологического тестирования учащихся. Специально для «АН» на вопрос «Теперь наркоманов станет меньше» отвечают…

 

Николай Герасименко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии медицинских наук:

«Об этом будут знать только родители и медицинское учреждение»

- Однозначно медицинское тестирование на наркотики не должно быть плановым, и только в этом случае действительно можно что-то обнаружить. Наши дети умные, и перед тестированием, конечно, никто не будет употреблять наркотики.

Хочу подчеркнуть, что тестирование делается только с согласия родителей для детей до пятнадцати лет (уже в пятнадцать лет только сам ребенок дает согласие).

Наше государство нуждается в мощной кампании, в пропаганде вреда наркотиков! Например, в некоторых странах регулярно сообщается, кто из известных людей умер именно от наркотиков. Почему бы и у нас не начать об этом открыто говорить?

Что касается тестирования, то оно само по себе уже дисциплинирует. Очень важно, чтобы с теми детьми, которые предрасположены к употреблению наркотиков, но еще не пробовали их, проводилась работа и родителями и, если надо, психологами.

Тестирование на потребление наркотиков делается добровольно и анонимно. То есть, об этом будут знать только родители и медицинское учреждение. В законе об основах охраны здоровья граждан четко написано, что это является медицинской тайной, за разглашение которой предполагается ответственность вплоть до уголовной.

Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»:

«…не только проводить регулярное тестирование»

- Вопрос о наркомании несовершеннолетних стоит с нас в стране особенно остро! Так что надо не только проводить регулярное тестирование студентов и школьников на эту заразу, но и выявлять наркотрафик и искоренять коррупцию в правоохранительных органах, которые не только не принимают надлежащих мер, но и, бывает, находятся в сговоре наркодельцами.

Сергей Калашников, председатель комитета Госдумы по охране здоровья, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, профессор:

«Нельзя отождествлять детскую наркоманию с наркоманией взрослой»

- Проблема наркомании у нас в стране крайне запущена! Этот закон, прежде всего, направлен на профилактику наркомании среди самой уязвимой части населения - юношества.

Как говорит статистика наркоконтроля, начало употребления наркотиков в основном происходит до 20-25 лет. По данным ряда субъектов РФ, до 17% школьников пробовали наркотики, а в некоторых регионах - даже 25%, что, конечно, не может не ужасать.  

Да, про школьника можно сказать, что он не зависимый, а любопытный. Но и среди школьников нужно осуществлять профилактику, и даже, если необходимо, лечение.

Основная новелла закона предполагает проведение регулярного тестирования и диагностики на употребление наркотиков среди школьников и студентов. Кстати, тестирование существует во многих странах и у нас поддерживается абсолютным большинством населения и законодателей. Вот только нельзя отождествлять детскую наркоманию и даже эпизодическое употребление наркотиков с наркоманией взрослой...  

Григорий Григорьев, доктор  медицинский наук, профессор кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии:

«Один наркоман за год подсаживает на эту заразу 10-12 человек»

- Нахождение в школах таких людей, наркоманов, крайне опасно для тех, кто не принимает наркотики! Ведь один наркоман за год, что называется, подсаживает на эту заразу 10-12 человек.

А теперь представьте себе, если бы огромное количество населения болело туберкулезом, обязательно ли была бы флюорография на выявление? Поэтому тестирование на наркотики просто необходимо.  

Николай Ковалев, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, бывший директор ФСБ РФ (1996-1998 гг.):

«Всё это - вопросы, на которые, к сожалению, нет однозначного ответа…»

- Знаете, основной составляющей наркобизнеса является наркокоррупция. Главное – это выстраивание преступными группами хорошо организованных коррупционных связей. Тут речь идет не о какой-то разовой даче взятки и решении проблемы.

Хочу обратить внимание на небезынтересный факт: с завидным постоянством то или иное ведомство рапортует об успехах в деле борьбы с наркотиками. То таможня отчитывается об изъятии наркотиков, то ФСБ, то милиция… Лично меня пугает периодичность, с которой это происходит. Приблизительно раз в три года каждое ведомство громко заявляет об очередном успехе в сфере борьбы с наркодельцами.

Не является ли это отвлечением от сути проблемы, хорошо продуманной системой, когда   бросают некую «кость» для того, чтобы ее могли с аппетитом «поглодать»? Не является ли это отвлечением от основных путей доставки сюда, на нашу территорию, наркотиков. Всё это -  вопросы, на которые, к сожалению, нет однозначного ответа…

Ольга Леткова, руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка:

«Детей нужно спасать, но и делать всё нужно по-человечески»

- Главный вопрос заключается в том, как все это будет воплощаться? Если будет нарушена анонимность, если будут применяться меры к семьям, в которых выявлены дети, принимающие наркотики, то это, конечно, принесет гораздо больше вреда, чем пользы.

Что касается этого анкетирования… Знаете, я сомневаюсь, что дети в анкете честно расскажут о себе. Они могут обмануть, выдумать, нафантазировать, что-то приписать себе, но, скорее всего, напишут в анкете: нет, мы ничего такого никогда не делали. Вообще же тот опросник, который сегодня предлагается школьникам, больше похож на рекламу наркотиков…

Но если у этого закона будет нормальный порядок реализации, то кто же будет возражать? Прежде всего, этот закон и принят для того, чтобы выявить существующую проблему и помочь ребенку с ней справиться. А вот когда государство видит, что дети страдают наркотической зависимостью, но ничего не предпринимает для того, чтобы им помочь (кроме того, что направляет данные в Министерство образования), это и есть беда. Детей нужно спасать, но и делать все нужно по-человечески, так, чтобы эта помощь приносила пользу, а не вред.   

Вообще-то, с правовой точки зрения, тесты детей очень сомнительны и потому для их проведения нужно получать согласие родителей. И в любом случае (если уж мы проводим тестирование среди школьников, а не просто тестирование ради тестирования и понимания статистики) необходимо определить меры, которые будут приняты в государстве в борьбе с явлением наркозависимости.

 

 

СА


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте