«Российской промышленности трудно не только в связи с увеличением тарифов»
28 августа 2013, 17:37 [ «Аргументы Недели» ]
Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что тарифы на газ и электроэнергию для промышленности РФ в 2014 году вырастут на 6%, а в 2015-2016 гг. - на 5%. Специально для «АН» на вопрос «Российской промышленности все труднее и труднее?» отвечают…
Валерий Драганов, президент Автотор-холдинга, член правления РСПП, депутат Госдумы III-V созывов, экс-председатель Государственного таможенного комитета:
«Было бы крайне желательно придать ускорение в исполнении обязательств государства перед частным партнерством»
- Российской промышленности трудно не только в связи с увеличением тарифов. Это можно прогнозировать, и это делается при перерасчетах как финансовых, так и бизнес-планов компаний. Так что предсказуемость в политике правительства все-таки есть.
Владея анализом рынка и намечающимися трендами в экономике, бизнес в состоянии маневрировать, и тут для него нет каких-то особых неожиданностей. Хуже – другое. Скажем, пересчет и снижение прогноза роста промышленности – это более тревожный фактор. С другой стороны, это отражение общей, я бы сказал, вязкой рецессии на мировом рынке.
Для промышленности гораздо более важным является принятие таких мер экономической политики, которые оживили бы конкуренцию внутри производственного сектора и увеличили влияние правительства на важнейшие инфраструктурные проекты.
Не скрою, нам грех жаловаться: и правительство РФ, и правительство Калининградской области уделяют большое внимание созданию автомобильного кластера, которым мы и занимаемся. Но было бы крайне желательно придать ускорение в исполнении обязательств государства перед частным партнерством. Это касается, например, обустройства площадок, где будут возводиться промышленные предприятия (следовательно, и принятия компаниями решений об инвестировании), и очень зависит от того, готово ли государство вкладываться в инженерную инфраструктуру. Тем более что прогноз того же прироста инвестиций Министерством экономики тоже снижен, а в нашем проекте очень внушительный объем инвестиций – около 140 млрд. рублей.
Конечно, мы ожидаем от государства оказания нам помощи в области инженерной инфраструктуры. Ведь это очень большое подспорье и стимул для инвесторов. С другой стороны, необходимо изменить некоторые нормы и стандарты в сторону сокращения сроков и обязательств. Это связано и с экспертизой, и с получением различного рода сертификатов и разрешений, и иными процедурами, которые необходимы промышленникам во время модернизации, - и это очень важно!
Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР) вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП):
«Нужно искать какие-то внутренние резервы для улучшения ситуации»
- Российской промышленности уж точно не легче и легче, тем более что производительность труда падает, а цены растут. А ведь будет только труднее, и нужно искать какие-то внутренние резервы для улучшения ситуации, эффективности и роста производительности труда. Тем более что рассчитывать на какую-то государственную поддержку или на хорошую конъюнктуру внешних рынков пока не приходится.
Нам нужна демократическая модернизация. Про авторитарную говорить не буду, потому что не вижу ни ее субъекта, ни ее объекта. При нынешней степени коррумпированности, особенно после того как доходы наших крупных чиновников стали известны, я не знаю, кто займется авторитаризмом.
Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России в обозримой перспективе будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения инновационных факторов развития ведущих экономических держав, перестройки мирового экономического порядка.
В этих условиях существенно возрастает роль внешнеэкономической политики. Вполне понятно, что у нас нет альтернативы продолжению курса на встраивание России в мировую хозяйственную систему, на создание необходимой инфраструктуры для деятельности российского бизнеса на внешних рынках и защиты его законных интересов за рубежом.
Валентин Завадников, член Совета федерации (2001-2012 гг.):
«Нужно запускать структурные реформы в экономике, уменьшать участие государства в хозяйственной деятельности»
- За годы реформ в России появилось несколько отраслей с высокой степенью экономической свободы, - таких, как торговля, сфера услуг, пищепром и т.п., которые прекрасно работают и без вмешательства государства.
Но есть и другие, «зарегулированные» отрасли: энергетика, транспорт, ЖКХ, ТЭК, к которым целесообразно применять особые меры промышленной политики: скажем, освободить от тарифного регулирования все новые энергетические объекты, построенные без участия государства. Вообще все созданные с нуля частные активы должны быть свободны от тарифного и антимонопольного регулирования.
Государства постепенно превращаются в корпорации, и традиционные методы промышленной политики им уже не подходят.
Нужно запускать структурные реформы в экономике, уменьшать участие государства в хозяйственной деятельности, снижая регулятивные функции.
Целесообразно пересматривать действия антимонопольных органов, которые должны быть направлены не против бизнеса, а против действий власти. И, конечно, нужно разбираться с правами собственности, вставая на сторону предпринимателей, а не государства во всех конфликтах.
И тогда, осуществляя свою предпринимательскую деятельность в нормальных условиях, ответственность за инвестиционные решения будут нести граждане, а не чиновники.
Виктор Глухих, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, бывший заместитель министра промышленности России (1990-1992 гг.):
«За этим не увидели своего человека, у которого и зарплата не увеличилась, и жизнь не улучшилась»
- Наша беда в том, что мы даем, но не проверяем, а что же именно сделано на те средства, какие мы выделили. У нас и на самом деле мог бы быть приличный рост промпроизводства, скажем, как у индусов, китайцев и даже у казахов, но у них этот рост реален, а у нас он если и есть, то только за счет цен.
Мы увеличили цены на газ, бензин, электроэнергию, то есть на все продукты естественных монополий, но за этим не увидели своего человека, у которого и зарплата не увеличилась, и жизнь не улучшилась.