Аргументы Недели → live

«Там говорить о конкуренции вообще довольно сложно»

, 22:46

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не разделяет точку зрения заместителя министра финансов Сергея Шаталова, заявившего о том, что «сегодня цены (на моторное топливо) примерно на 2-3 руб. выше, чем они должны были быть». Специально для «АН» на вопрос «Бензиновый рынок в России по-настоящему конкурентен?» отвечают…

 

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

«Из Тюмени тащим нефть в центральные районы, а потом в Тюмень завозим нефтепродукты»

- Нет, не конкурентен. Во многих регионах, особенно на востоке, у нас буквально одна, редко две компании, которые могут предложить свои услуги в плане оптовой продажи бензина. Поэтому там говорить о конкуренции вообще довольно сложно. Например, в Иркутской области есть своя ангарская компания, но цены  значительно выше, чем в Москве. Поэтому, конечно, когда одна компания, говорить о конкуренции просто не приходится.

Само размещение наших нефтеперерабатывающих заводов не очень рационально. Основные нефтеперерабатывающие предприятия расположены вдоль Волги, начиная с Казани, и Нижней Камы, Уфы. Это и самарские, и волгоградские, и пермские предприятия. Такое размещение было удачным, когда у нас водный   транспорт был главным. Но сегодня этого уже нет, поэтому такие большие объемы перевозок.

Мы из Тюмени тащим нефть в центральные районы, а потом в Тюмень завозим нефтепродукты. Так что много есть моментов.

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России:

«Россия разделена на большое количество локальных рынков»

- Россия, в силу известных географических особенностей, разделена на большое количество локальных рынков. Рынок европейской части России большей часть является конкурентным. В центральной части и на юге европейской части России  конкуренция достигается за счет того, что на конкретном локальном рынке присутствует больше одной компании.

Просто рынки сами по себе расположены достаточно близко друга от друга, и нет естественных преград, которые мешали бы взаимодействовать и перемещаться товарам от одного рынка к другому.

Но есть и совершенно другая ситуация. В основном она реализуется за Уралом: в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Там локальные рынки разделены достаточно серьезными преградами. Тут и расстояния, и естественные преграды, такие, как больше реки, через которые далеко не везде есть мосты.

Что касается Сахалина, это просто Охотское море. Так что на локальных рынках, если присутствует одна компания (там, как правило, присутствует именно одна компания), то никакой конкуренции и близко нет. Это неконкурентные рынки, и на них нужно устанавливать какие-то особенные правила игры.

Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации:

«У нас нефтяные компании можно пересчитать на пальцах одной руки»

- Конечно, нет. Ведь у нас нефтяные компании можно пересчитать на пальцах одной руки, а вот, скажем, в США их больше сотни. Вот вам и ответ: само государство уничтожает конкуренцию, монополизируя рынок и интегрируя все в руках нескольких компаний.

Надо создать биржу, рынок, сделать так, чтобы наши внутренние цены были отвязаны от мировых. Нужно реконструировать заводы, чтобы они выпускали не 200 кг из 1 тонны «светлых» нефтепродуктов, а 500-600, как в развитых странах.

И налоговую нагрузку надо снизить, чтобы 60% от конечной цены не уходило в налоги и т.д. Тогда у нас и цена будет ниже, и будет выгодно работать на внутренний рынок. Сейчас же цены формируются обратным счетом от мировых.

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram