«Можно быть миллиардером - и оставаться хамом»
22 февраля 2013, 22:18 [ «Аргументы Недели» ]
Согласно результатам проверки, которую провела Генеральная прокуратура РФ, бюджет страны из-за Минкультуры недополучил от кинопроката 1 млрд. рублей, музейный фонд используется не по назначению, нерационально используются бюджетные средства. «По результатам проверки в адрес министра культуры России внесено представление. Генеральной прокуратурой установлен контроль за устранением выявленных в ходе проверки нарушений», – сообщили в надзорном ведомстве. Специально для «АН» на вопрос «Если на культуру выделять больше денег, то её тоже будет больше?» отвечают…
Сергей Лукьяненко, писатель:
«Все зависит только от самого человека»
- Взаимосвязь непрямая. В то же время всем понятно, что работники культуры живут у нас не очень сладко. Для музеев, библиотек и учреждений подобного рода должны быть гораздо большие финансовые вложения, чем сейчас.
Понятно, что если вложить больше денег, то совсем не обязательно, что в стране повысится общий уровень культуры. Но если деньги не вложить, то уровень культуры однозначно упадет.
И в человеческом отношении такая связь тоже не является прямой. Да, у человека появилось больше денег, но совсем не обязательно, что он после этого начнет повышать свой уровень культуры, хотя, конечно, и подобные примеры имеются.
И все же все зависит только от самого человека, а деньги не являются панацеей. Можно быть миллиардером - и оставаться хамом.
Александр Васильев, телеведущий, историк моды:
«Культура и деньги абсолютно не связаны»
- Культура и деньги абсолютно не связаны. Если кто-то думает, что культуру можно купить за деньги, то глубоко ошибается. Скажем, в ОАЭ денег очень много, а культура не очень глубока.
В России даже в самые тяжелые времена, когда денег на культуру почти совсем не выделяли, всегда находились люди, которые самозабвенно ей служили. Среди них - почти все наши библиотекари, а также музейные работники, которые охраняют огромные ценности, получая при этом мизерную зарплату.
Работники музеев часто даже не просвещены о материальной стоимости тех вещей, которые находятся в музее. Я встречал в России музеи, которые не снабжены Интернетом, то есть служители наших музеев не могут даже сравнить стоимость экспонатов, которые они охраняют, со стоимостью вещей, скажем, с лондонских или нью-йоркских аукционов. А ведь наверняка наши экспонаты стоят больше, но музейные работники совершенно не в курсе того, что они охраняют.
Конечно, хуже оттого, что на культуру будет выделяться больше денег, не станет. Но радикально многое не изменится. По-моему, в музейном деле нужны огромные реформы, и главное связано с тем, что наши музеи совершенно не адаптированы к хранению ценностей. Ведь хранилища во многих музеях находятся в очень ветхом состоянии. Мало того, музеи часто не в состоянии описать по современным меркам то, что они хранят.
У нас в стране нет единой интернет-системы, в которую были ли бы сведены ценности национальных музеев. Мы не можем набрать, скажем, фамилию художника Федотова или Бакста, или, например, «мебель эпохи Александра I», чтобы на экране компьютера появились изображения и описи предметов, которые находятся в музеях. Причин этому много, и одной из главных является та, что даже спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны мы так и не подвели итог трофейным ценностям.
Мне доводилось видеть в фондах многих музеев уникальные произведения западного искусства, которые пришли в качестве трофеев и которые до сих пор не описаны. А музеи боятся их выставлять из-за того, что не уверены в том, что они им принадлежат.
Так что, очень серьезная работа предстоит тому министру, который все-таки озаботится этим. Если бы я был министром культуры (я надеюсь, что в России это когда-нибудь случится), то сразу занялся бы созданием общенационального интернет-узла для того, чтобы выявить количество и опись экспонатов всех национальных музеев России.
Александр Митта, кинорежиссер, народный артист России:
«Без господдержки не было бы ни документального кино, ни анимации, ни картин Германа…»
- Конечно, нет. Что, Моцарт или Ван Гог недостаточно культурны? А что касается выделения государственных средств на культуру, то, конечно, лоботрясов надо кормить. Я имею в виду чиновников от культуры, тех, кто ее организует, и кто около нее кормится.
А если говорить серьезно, то нищих и полунищих работников культуры действительно надо поощрять. Нельзя и близко сравнить музейного работника Америки или Германии с музейным работником России. И если сделать такое сравнение, то у любого россиянина просто со стыда сгорят уши!
Что касается сериалов, то государство не выделяет средства на их производство, и это дело коммерческое. Минкульт поддерживает документальное кино и анимацию, которые не могут существовать без господдержки, и некоторое количество высокохудожественных фильмов, которые делают опытные и успешные люди.
Кстати, я никогда не использовал этот резерв и считаю это своей большой жизненной неудачей. Так получилось, что последние годы я работал за счет телевидения. Это большое мое упущение, и если бы я снял хотя бы одну экранизацию классики, было бы гораздо лучше.
Ни один серьезный проект, который сделал лицо российской культуре, не был осуществлен без поддержки государства. Без господдержки не было бы ни документального кино, ни анимации, ни картин Германа, да и многих других выдающихся людей…