«Если Путин поменяет детский сад, который называется правительством…»
19 декабря 2012, 21:57 [ «Аргументы Недели» ]
20 декабря состоялась так называемая Большая пресс-конференция президента России Владимира Путина. На это масштабное мероприятие аккредитовалось более тысячи российских и около двухсот иностранных журналистов. Пресс-конференция продолжалась четыре с половиной часа, и многим представителям СМИ удалось задать свои вопросы. Специально для «АН» на вопрос «А какой вопрос вы задали бы президенту России Владимиру Путину?» отвечают…
Анатолий Ситнов, заместитель руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, бывший начальник вооружений Вооруженных сил России (1994-2000 гг.), генерал-полковник запаса:
«Разве может государство позволить себе, чтобы человек, находящийся в ранге премьера, занимался такими делами?»
- Я бы не задал никакого вопроса, потому что не участвую во всем этом цирке! По-моему, президент вообще не должен отвечать на вопросы – ведь за него должны говорить его дела.
Его будут пытать четыре часа… Президенту надо работать, страной руководить, а он будет заниматься таким непродуктивным делом. Всеми этими интервью его отрывают от государственных задач.
Глава государства сам ставит задачи. Кто-то их решает, кто-то не решает... Исполнительный механизм выполнения указаний президента – это не его забота. Он должен контролировать, а работать должны другие.
Если Путин поменяет детский сад, который называется правительством, и привлечет туда профессионалов, людей, которые знают дело и будут за него отвечать, тогда у нас все и пойдет. А этот детсад с яслями ничего не выполнит!
Ведь какие сейчас на правительстве идут разговоры: отменить курение, повысить штрафы за парковку, переместить что-то куда-то… Что же это такое!? Это какой-то детский лепет для нашей страны!
Разве может государство позволить себе, чтобы человек, находящийся в ранге премьера, занимался такими делами?
Президент должен заниматься крупными государственными проектами, и отвлекать его, считаю, зазорно. Перед страной стоят большие задачи, и в правительство надо привлечь профессионалов, которые способны их выполнить и ответить перед президентом за их выполнение.
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, действительный член РАН:
«Военная реформа разрабатывалась в узком закрытом кругу, ее реализация принесла немалые издержки»
- Кто и как сейчас пересматривает результаты военной реформы? Она разрабатывалась в узком закрытом кругу, ее реализация принесла немалые издержки, в том числе и по части коррупции. Так вот каким образом сейчас пересматриваются ее итоги и вносятся поправки с тем, чтобы гарантировать, что это не повторится в будущем?
Да, кадровые решения, конечно, важны - но все же они менее важны, чем система! Так вот каким образом будет меняться именно система с тем, чтобы гарантировать нас от больших издержек, а также от коррупции в военном ведомстве и оборонном комплексе?
Татьяна Жданок, член комитета по гражданским правам, свободам и внутренним делам Европарламента, преподаватель Латвийского Университета, доктор физико-математических наук:
«Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна»
- Известны слова Пушкина о том, что «... Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна». Из этих двух характеристик по крайней мере невежество преодолимо. Но у России для этого нет современной качественной программы. Готовы ли Вы инициировать такую программу и лично контролировать ее реализацию?
Я в Европарламенте при голосовании на прошлой неделе по резолюции о новом соглашении ЕС-Россия столкнулась с тем, что многие депутаты были готовы поддержать поправку, увязывающую либерализацию визового режима с реализацией «списка Магнитского», при этом не имея ни малейшего представления о сфере его деятельности и ни разу не столкнувшись с именем его работодателя (Билла Браудера).
Михаил Маркелов, депутат Госдумы, тележурналист:
«Людям очень тяжело жить во мраке»
- Безумно сложно найти только один вопрос для президента, потому что все в нем видят человека, который может решить сразу все вопросы! Но, учитывая жесткость поставленных условий, я бы все равно воспользовался таким случаем и задал вопрос не от себя, а от тысяч людей. Мне, как депутату Госдумы, все время его задают, а ответ я пока дать не могу.
Это даже не вопрос, а просто мольба! И связано это с переводом стрелок часов и просьбой вернуть все обратно. Людям очень тяжело жить во мраке – уходить на работу, когда темно, и возвращаться на работу, когда тоже темно. Это такое человеческое пожелание и тема, которая волнует огромное количество людей.
Вопрос, который бы я ему задал, звучит так: насколько эффективно сегодня работают территории и, главным образом, губернаторы? Как считает президент, если брать критерии оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»? Кто из губернаторов и, главное, почему сегодня заслуживает положительной оценки, и насколько справедливым будет поставить такие территории в пример другим субъектам?
И кто все-таки не справляется со своими обязанностями и, несмотря на то, что крайне неэффективен как управленец, все равно продолжает руководить своими территориями? И, в связи с этим, как разрешать эту ситуацию – поднимать вопрос о недоверии или дожидаться окончания полномочий нерадивых губернаторов (несмотря на то, что за оставшееся время его службы может произойти много чего негативного)?
По-моему, на сегодняшний день это самый важный вопрос потому, что жители опираются на мнение губернаторов и считают, что именно губернаторы в состоянии разрешить все их проблемы, и что от эффективности их деятельности зависит дальнейшее процветание или не процветание того или иного региона.
И еще. Мы целый год работали над стратегией национального развития России и прекрасно понимаем, что реализация такой стратегии невозможна либо без профильного министерства, либо – в качестве первого шага – создания Института Уполномоченного по межнациональным отношениям при президенте с соответствующими структурами в субъектах РФ.
Виктор Анпилов, председатель Исполкома движения «Трудовая Россия»:
«В этом кроется решение и национального вопроса, и любого другого»
- Я бы спросил, будет ли избирательный закон приведен в соответствие с действующей Конституцией? Если мы хотим жить в правовом государстве, то, считаю, что это и есть самый наболевший вопрос.
Наш избирательный закон – это уродство, которое рвёт общество на части. Не случайно Путин вроде бы обещал подумать над введением одномандатных округов и избирательных округов. Что ж, это первый шаг, но надо полностью и во всем объеме восстановить избирательные права граждан, как это и предусмотрено основами конституционного строя: единственный источник власти – это не партии, а многонациональный народ России. В этом кроется решение и национального вопроса, и любого другого.
Юрий Болдырев, публицист, экономист, зампред Счетной палаты РФ (1995-2000 гг.), один из трех основателей партии «Яблоко»:
«А ведь это - основной механизм сохранения крупных состояний»
- Владимир Владимирович, вы у власти более десяти лет. Но почему же раньше так остро не ставился или, как минимум, не возникал вопрос о том, чтобы запретить зарубежные счета и владение акциями госчиновникам, политикам и руководителям госкомпаний, а также их ближайшим родственникам? Что изменилось (сказки о том, что «национальный лидер» только теперь по настоящему окреп, оставим для совсем доверчивых)?
Примечательно, что недвижимость за рубежом политикам и госчиновникам оставили – значит, можно? А ведь это - основной механизм сохранения крупных состояний. Что касается требования декларирования и обоснования источников, так это мы уже проходили и, как известно, никто из действительно «крупной рыбы», включая ближайших сотрудников президента, министров и т.п., не пострадал.
Владимир Владимирович, почему в недавнем послании президента Федеральному собранию мы услышали мягонькие, на уровне призывов к совести фразы, типа «добиваться прозрачности оффшоров» и некие благие пожелания «улучшать законодательство»? И это притом, что об оффшорном характере нашей экономики с высокой трибуны мы слышим далеко не впервые. И это притом, что вы, Владимир Владимирович, сами привели впечатляющий пример, что «девять из десяти сделок, заключенных между нашими корпорациями, не регулируются российским законодательством»!..
А ведь для наблюдателя, не включенного в этот вопрос, для телеаудитории всей страны создается полное впечатление искреннего антиоффшорного пафоса в послании. Как же так?
Владимир Владимирович, в качестве «патриотичного примера», который подаст само государство, вы говорили о предстоящей масштабной приватизации, которую намерены проводить (вот великое достижение!) на российских площадках. Но почему же вы намеренно умолчали о том, что «консультантами» при этом (по существу, организаторами приватизации наших стратегических активов) выступают ключевые транснациональные корпорации!? Равно как вы ни слова не сказали и о том, кто, практически гарантированно, будет покупателями наших стратегических активов….
Михаил Полторанин, президент телевизионной корпорации «Момент истины», бывший министр печати и информации РФ (1990-1992 гг.), бывший первый зампред правительства РФ (1992 г.):
«Медведева же за его «работу» вообще надо в Магадан отправить!»
- Я бы спросил: когда же Вы, уважаемый Владимир Владимирович, откроете народу своё истинное лицо? Может, этот вопрос покажется странным, но ведь Путин ведет двойную игру: он говорит одно, а делает совершенно другое.
Раньше ему верили: мол, Путин подымает Россию с колен, то, сё… Медведева же за его «работу» вообще надо в Магадан отправить! Сейчас нашей стране нужен национально ориентированный лидер.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ, член Совета по внешней и оборонной политике РФ, депутат Госдумы I, IV, V созывов:
«…убрав этого ненужного посредника между делом и Кремлем»
- Нужно ли и дальше, чтобы у нас в стране с намеком на двоевластие в нынешней форме существовало правительство и председатель этого правительства? Не следует ли нам внести ясность в нашу Конституцию и в нашу сегодняшнюю жизнь, убрав этого ненужного посредника между делом и Кремлем?
Когда во времена Ельцина принималась Конституция, он хотел «царствовать», перекладывая ответственность за решения на других.
Путин – человек другого склада и другого опыта. В любом случае никто не верит, что решения принимает не он, а кто-то ещё. Так может быть, перестанем играть в эту игру, в некие «поддавки», и пусть сам президент напрямую назначает и снимает министров. И тогда, может быть, будет всерьез с кого спросить за коррупцию?
Владимир Рубанов, член президиума Совета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:
«Доколе?»
- Я бы спросил у Путина: «Доколе?» Шучу, конечно, а вопрос у меня только один: когда правильные слова начнут воплощаться в решительные дела?