На Балтийском заводе приступили к строительству атомного ледокола нового поколения. Специалисты называют этот проект началом возрождения гражданского атомного судостроения в стране, а также полагают, что создание атомного ледокола преследует целью не демонстрацию военной силы, а усиление позиций России в Арктическом регионе. Специально для «АН» на вопрос «Кто сможет решить вопрос о будущем Арктики – военные, дипломаты или ученые?» отвечают…
Сергей Караганов, председатель президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике:
«Весьма вероятно, что если ресурсы и существуют, то они просто недоступны по цене»
- Думаю, что дипломаты и ученые, потому что совершенно очевидно, что ресурсы Арктики нельзя осваивать военным путем. Да, можно бесконечно показывать там военные корабли, но все равно это только экономический вопрос.
Нужно сначала выяснить, есть ли там ресурсы и сколько они стоят. Весьма вероятно, что если они и существуют, то просто недоступны по цене. И обязательно надо договариваться, потому что никто не сможет долго защищать доступ к этим водам военным путем, - это будет экономически бессмысленно.
Владимир Рубанов, член президиума общественного Совета по внешней и оборонной политике, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР:
«Прежде всего, речь идет о престиже России в арктическом регионе»
- Решать должны политики, которые мыслят не категориями выгоды сегодняшнего дня, но историческими категориями. Вокруг Арктики сложная ситуация, и к этому региону нельзя подходить только с точки зрения экономических интересов (сколько вложим и сколько получим).
Кроме того, ситуация постоянно меняется. Скажем, там можно предложить сделать практически любой военный проект, но экономически он будет просто неподъемен. И только с научной точки зрения к Арктике подходить нельзя.
Прежде всего, речь идет о престиже России в арктическом регионе. Сегодня под нашей юрисдикцией находится примерно треть Арктики, так называемая секторальная зона по границе от нашей страны до центра Северного полюса. Но все это может быть пересмотрено, и мы можем лишиться преимуществ секторальной зоны. Поэтому сегодня действует такое правило: кто первый встал, того и тапки. Если мы будем вести только дипломатические споры, не прилагая никаких усилий для того, чтобы как-то застолбиться в арктической зоне, то проиграем.
Рано или поздно принцип секторальных зон будет отменен потому, что это слабое международное соглашение. Тогда в Арктике мы, по сути дела, останемся с 200-мильной зоной.
А что касается наших претензий на движение к полюсу, то с этим могут возникнуть проблемы и дело к этому уже идет. Так что пока секторальная зона за нами, нужно заниматься не только дипломатическими вопросами, а именно сейчас начать проявлять там активность и что-то делать.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции