
19 марта в концертном зале «Москва» исполнитель и автор песен Евгений Григорьев, широко известный под псевдонимом Жека, представит свою программу «25 лет на сцене». Четверть века назад артист впервые вышел к публике, а также в 1999 году был записан его дебютный альбом «Сосны-кедры», ставший знаковым. Юбилейная программа будет состоять как из всеми любимых хитов, так и из песен, которые Жека редко исполняет на своих концертах.
Жека – постоянный участник фестивалей «Ээхх, Разгуляй!», неоднократный дауреат премий «Шансон года» и «Звёзды Дорожного радио». Автор хитов «Рюмка водки», «Кукушка», «Я как осенний лист», «Когда не нужно лишних слов», «Дорога в никуда», «ПМЖ», «Между небом и землёй» и многих других.
- Евгений, 19 марта - особенный концерт, юбилейный. Чем удивите зрителя, какие гости будут петь с вами на одной сцене?
- Поскольку концерт посвящён именно 25-летию моего нахождения на сцене, я не стал приглашать ни поющих коллег, ни делать какие-то дуэты. Захотелось, чтобы московское шоу было идентично тем 42 концертам, которые я провел практически по всей России в прошлом году, завершив тур уже в 2025-м, в начале февраля, в самом большом зале Санкт-Петербурга БКЗ «Октябрьский». Я сделаю всё так, как было в Магадане, Красноярске, Иркутске и других городах. Конечно, событие в Москве, в одном из самых больших, современных и передовых в техническом смысле залов столицы на 4000 мест, будет всё-таки несколько отличаться от остальных. Это немного другая, более искушённая публика, другой звук, свет. Придёт много именитых гостей: известных бизнесменов, руководство силовых структур, депутаты Государственной Думы, светила нашей медицины, медийные персоны. То есть друзья, с кем за 25 лет мне довелось плодотворно сотрудничать и по-доброму общаться. Четверть века на сцене – и именно 25 песен я для всех исполню.
- Все вашего сочинения, верно? Вы же чужих песен не поёте?
- Нет, чужих не пою. Со своими бы разобраться.
- Зато ваши песни поют другие! Поговорим о вашем знаменитом хите – «Рюмка водки на столе». Сейчас эта песня - «визитная карточка» Григория Лепса. Как она попала к нему, что была за история?
- Я эту песню сочинил в 1995 году. Жил тогда в Кургане. Нужно понимать, что такое 90-е в том городе. Лихие времена, местами жутко страшные, но увлекательные…Так вот, я всю жизнь занимался музыкой. В детстве играл на домре – маленький народный инструмент, четыре струны, типа балалайки. И лет с 14 начал писать песни, мне это нравилось. Потом я музыку и песни забросил, в начале 90-х. Родился ребёнок, сын, отец долго болел. Было не до музыки. Но в 1995 году вдруг проявилась моя сильная внутренняя потребность к сочинительству, и я в один присест написал «Рюмку водки». Наиграл на гитаре, записал на диктофон…
- Скажите честно, с похмелья сочинили – ведь тема такая, щекотливая, специфическая?
- Нет, абсолютно трезвый. Вы знаете, почему такое впечатление складывается от песни? Это «вина» Григория Лепса. Если послушать мой вариант исполнения, то ощущение будет другое. Песня вовсе не о водке. Она о любви, об одиночестве, о том, что человек ищет себя в этом мире, и ему одному тяжело. Человеку нужен друг, любовь, кусочек собственного счастья. Живя одними воспоминаниями о том, что было, тяжело выкарабкаться…
- Так что там Григорий Лепс изменил, в этом «шлягере на века»?
- В 1999 году, в Москве уже, на студии, где я записывал свой дебютный альбом в жанре шансон, я повстречался с Григорием Лепсом, и эту песню ему показал. Она его очень заинтересовала. Я, не видя «Рюмку водки» в своём репертуаре в будущем, предложил песню ему, попросил за неё 500 долларов.
- Приличные деньги по тем временам!
- Да не особенно, для конца 90-х – это была не сумма. Хотя я вот квартиру снимал тогда в Москве, «однушку» в хрущовке, и она стоила 100 долларов…Но в итоге Лепс заплатил триста. Поторговался, денег у него реально в те годы тоже не было. К тому же Григорий сказал, что ему не нужна третья часть моего хита. Два куплета, два припева. А у меня же была третья часть, в которой я, как мне казалось, и раскрывал всю суть песни «Рюмка водки». И Гриша до сих пор поёт песню в оборванном виде. А я – в полном.
- Я прочитал, что вас на сочинение песен натолкнуло творчество Beatles, Queen, Slade, других знаменитых западных рок-групп. Сейчас такого уровня музыка и группы могут появиться, как считаете?
- Я думаю, в данный период времени такие группы не могут возникнуть. Сейчас ценности совсем другие. В 60-е, 70-е года прошлого века, когда главенствовали такие рок-команды, музыка была больше, чем музыка. Это была идеология молодёжи. Сейчас музыка – такое дополнение к жизни. Главное – интернет, компьютерные игры, ютуб, социальные сети, искусственный интеллект. Так много нового возникло! И время прессуется, убыстряется, с каждым годом всё больше технических новинок.
Или такой аспект. Раньше, чтобы музыканту попасть в студию, требовались, прежде всего, очень хорошие навыки музыкальной игры, подачи, во-вторых, оборудование, которое дорого стоило. Для того чтобы записать знаковые альбомы для группы Pink Floyd, собирали огромные пульты, которые стоили миллионы долларов. А сейчас любой человек, купивший «кароочный» китайский микрофон, звуковую плату, может воткнуть всё это в компьютер и, набив какой-то бит, записав голос, сварганить дома «хит». Выложил в интернет - и к вечеру стать знаменитым! Сейчас уже нет такого мерила как качество звукозаписи. Звукозапись шагнула настолько вперёд, настолько упростилась… Другая музыка, другая культура! Поэтому сейчас таких столпов, как Beatles, Slade, Pink Floyd уже появиться не может. Та музыка теперь в ранге классики. Раньше была классическая музыка – Моцарт, Шуберт, Бетховен. Сейчас - Queen и Deep Purple.
- Вы упомянули искусственный интеллект. Сейчас же многие с помощью него и пишут – музыку, тексты. Это для вас конкуренты, или вы себя уверенно чувствуете?
- Я себя чувствую уверенно, потому что 25 лет работаю в этой сфере, и у меня своя публика, свой слушатель. Он не будет вестись на какие-то другие вещи. Это люди преданные, они знают, на что я способен в творчестве. И я их искренне люблю и уважаю. Их бездушие искусственного интеллекта не интересует. Хотя и говорят, что ИИ самообучаем, он не способен сделать то, что идёт из души и от сердца.
- Да, каждая песня, как ребёнок. Сначала зачатие, потом вынашивание, наконец, рождение. Как происходит этот процесс у вас?
- Я сочиняю песни большую часть своей жизни. Первые музыкальные опыты, как уже говорил, начались лет в 13-14. И я до сих пор не понимаю, как устроен этот процесс – создания, творчества. Знаю, как нужно его обеспечить. Необходим покой. Рядом гитара, листок бумаги, ручка, открытый ноутбук. А вот что дальше происходит, я до конца не понимаю. Практически каждый вечер, если у меня есть время, я сажусь в такой обстановке и начинаю прислушиваться к окружающему миру. Забрасываю антенну в космос, так сказать. Если пришло слово или строчка, очень важно, чтобы за этим что-то потянулось, и тогда может родиться песня. Бывает, за 15-20 минут. А может вообще ничего не сочиниться. Сижу час, например, и если ничего не возникает, понимаю, что сегодня «связи с космосом» не будет…
Ещё у меня всегда есть какие-то обрывки, строки, темы, я их храню на листочках или в папочках на своём компьютере. Я могу к ним вернуться через полгода, год, больше даже. И, повторяю, всё идёт от слова в жанре шансон, в котором я работаю, к которому меня причислили, от текста. И только потом обрамляется мелодией. Можно и наоборот, конечно, но тогда возникает немножко другая ситуация. Если есть хорошая мелодия, ты услышал её внутренний ритм и размер, она тоже может натолкнуть на очень важные строчки. Здесь главное придумать какой-то рефрен, крючок, который будет цеплять. Потому что есть песни, неплохие, которые слушаешь, и вот она закончилась - и ты забыл, о чём она. Она тебя никак не задела! А есть вещи, которые хочется переслушивать, которые тебя трогают, пронизывают душу и сердце.
- Многие ваши песни производят именно такой эффект!
- Смею надеяться. И приглашаю всех моих поклонников на концерт 19 марта в концертный зал «Москва»! Будет всё очень душевно, обещаю!