Скромное тольяттинское волонтёрство
№ () от 12 ноября 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Совершенно неожиданно узнаю, что старый друг «Аргументов недели» депутат Самарской губернской думы Владимир ДУЦЕВ награждён сразу двумя очень значимыми ведомственными наградами – от Министерства обороны медалью «Участник специальной военной операции», а Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации ему также вручена памятная медаль «Участнику специальной военной операции». Странно, думаю, столько лет знаком с человеком, а об этой стороне его деятельности ничего не знаешь.
Бронештаны для водителей
Звоню сначала общим знакомым в Самару. Откуда награды? Товарищ мне прямо отвечает: «Ты себе не представляешь, сколько он сделал для наших. А пиариться на помощи армии не хочет. Дутых волонтёров-гуманитарщиков везде хватает. Подержался за коробку с носками, покрасовался на камеры телевидения – и герой. А Владимир Иванович даже нам, близким людям, особо ничего не рассказывал». Пришлось выпытывать подробности у депутата Дуцева напрямую.
– Удивляет, что об этой стороне вашей деятельности мало что известно. Единственное, вы рассказывали, что летом 2022 года были в городе Снежное, в ДНР.
– В Снежное ездил по линии губернского правительства – у нас над ним шефство, помогаем восстанавливать. Сразу скажу – разрушений в городе практически нет.
– Всё обветшалое?
– Это ещё мягко сказано. Область ремонтировала, приводила в порядок и реконструировала практически всё – больницу, школы, дороги. А я на свои средства для школы купил два компьютерных класса, интерактивные доски, спортивный инвентарь. К СВО это никакого отношения не имеет.
– Но за эту деятельность Минобороны точно не награждает!
– Я понял, что надо включаться и помогать армии, как только всё началось. И включились. Мы создали свой штаб в начале марта 2022 года. Первые антидроновые ружья уехали на передовую уже в мае. Здесь, в Тольятти, стоит 3-я бригада спецназа, у нас в ней много друзей, которые сегодня воюют на СВО.
– То есть помощь 3-й бригаде спецназа – это отдельная песня?
– Конечно. Но мы помогаем не только им. Тольяттинский ОМОН там в постоянных командировках, Центр подготовки личного состава Росгвардии тоже.
– Начинали именно с антидроновых ружей?
– Да, государство, крупные холдинги не могут так быстро реагировать. А противнику весь мир помогал, всё, что новое появилось, они тут же получали и получают – и антидроновые дела, и индивидуальные средства защиты. Так что погрузились в эту тему. Есть бронежилет, а есть средства, чтобы шею защитить, наплечники, «поджопники» так называемые, штаны для водителей. Машина подрывается на мине, у водителя повреждается аорта на бедре – и всё, потеря крови. А у нас местные парни придумали бронештаны. Понятно, в них на штурм не побежишь, но водителей техники защищают.
– Тольяттинцы эти штаны придумали?
– Первые – точно наши. Отправляли и в «трёшку», и росгвардейцам. Пончо, накидки – и от дождя, и от холода, и маскирует тепловое излучение бойца, делает его невидимым в инфракрасном диапазоне. Вражеский дрон его не видит. Сейчас уже не скажу, сколько за это время туда пончо наотправляли. Много. В постоянном режиме дело делаем.
– А что ещё?
– Опять же наши ребята сделали дрон-детекторы. Как рацию, вешаешь на грудь. Зелёная лампочка горит – значит, всё нормально. Загорелась красная, и детектор вибрирует – внимание, где-то рядом летает вражеская «птичка»! Каждый такой детектор стоит 20 тысяч. Отправил в зону боевых действий пока сорок штук.
Бани для всех
– Что самое необычное отвезли в войска?
– Передвижные бани в «трёшку» отправили, много чего и для быта, и для выполнения задач за «ленточкой». А для Росгвардии мы с товарищем оснастили учебный центр по беспилотникам, он, наверное, лучший в Росгвардии. Первый выпуск был в начале сентября.
– Ого, это уже очень серьёзно!
– Заниматься приходится всем – от сигарет до дронов и прицелов. Питьевую воду КамАЗами отправляли, поначалу даже с питьевой водой проблемы были. Первые полгода и еду везли. Это сейчас там с питанием всё нормально, всё отлажено. Логистика была дорогущая, гражданские водители боялись туда ездить. Целый «квест» пришлось проходить – до границы довезти, перегрузить.
– Снабжаете необходимым только своих, волжских?
– В процессе работы знакомишься с людьми, появляются новые подшефные. Связистам завезли всякие компьютеры-планшеты, что они просили, провода-зажимы – расходный материал. И «Ниву» длинную, она, кстати, жива и на ходу до сих пор. Не будешь помогать своей армии, придут хохлы, и помогать будет некому.
Военное дело – ратный труд. И никак иначе. Тяжкий невероятно – лопата, грязь, холод (или жара), мышиные орды. И враг, который за тобой охотится. В позиционной войне окопный быт вроде бы и устроен, но добраться до блиндажей – ещё та задача. Дроны противника висят в нашем тылу и за 25 километров от линии боевого соприкосновения. Значит, ножками, ножками… В наступлении тягот и опасностей не меньше – те же беспилотники, артиллерия и снайперы врага, неустроенность.
И то, что делает для воюющих войск наше гражданское общество, – бесценно. Всё для фронта, всё для Победы!
«Трёшка»
3-я отдельная гвардейская Варшавско-Берлинская орденов Жукова, Кутузова и Суворова 3-й степени Краснознамённая бригада специального назначения – тактическое соединение специального назначения в составе Главного управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (в советский период – в составе Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР). Бригада в составе Группы советских войск в Германии дислоцировалась в городе Фюрстенберг. Часть подразделений бригады до 1975 г. находились в Нойштрелице, затем в городе Нойтимен. Одной из основных задач бригады в 1960-1980-х гг. являлось обнаружение и уничтожение мобильных ракетных комплексов потенциального противника.
В наше время подразделения бригады принимали участие практически во всех вооружённых конфликтах – осенью 1992 г. в Таджикистане во время гражданской войны обеспечивала развёртывание 201-й мотострелковой дивизии, охраняли военные и государственные объекты, прикрывали эвакуацию американского (!) посольства, сопровождали колонны с гуманитарными грузами. Потом была первая чеченская кампания, миротворческая миссия в Косово, вторая чеченская, охрана российских представительств в Афганистане в первой половине 2000-х, Сирия, а теперь и специальная военная операция. В бригаде девять Героев России, из них семь стали Героями на СВО.