В своем послании Федеральному Собранию от 29.02.2024г. В.В. Путин заострил внимание, что не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты, потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению — к другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки? На эту тему мы поговорили с членом РСПП (российский Союз промышленников и предпринимателей) Фёдором Клочковым.
— Вы считаете, что наше налоговое законодательство требует корректировки и доработки?
— Я всегда говорил и скажу еще раз — никому, ни представителям власти, ни сотрудникам правоохранительных органов, никому не позволено притеснять людей, преступать закон или использовать его в корыстных целях. Нужно людям, в том числе, из предпринимательской среды, а сейчас я говорю именно о них, нужно помогать. Они создают рабочие места, обеспечивают работой, зарплату платят людям. В этом призвание власти — помогать. Повторю: нужно создать все условия, чтобы малые и средние компании развивались динамично, а качество этого роста повышалось за счет высокотехнологичных направлений производственного бизнеса. В целом налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса должен быть смягчен.
— Что не так при смене режима налогообложения?
— Согласно Федерального закона от 12.07.2024 No 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» годовой оборот 60 млн рублей при средней численности работников не более 130 человек повлечет самые негативные последствия для развития бизнеса, особенно для человеко-затратных отраслей. Например, компании с годовой выручкой не более 60 млн рублей могут воспользоваться упрощённой системой налогообложения (УСН). Организации с годовым оборотом свыше 60 млн рублей будут обязаны уплачивать НДС. С 2025 года компаниям и ИП на УСН придется перестраивать работу бухгалтерии. Повышенных ставок для расчета налога больше не будет, остаются только базовые. А тем, у кого выручка 2024 года превысит 60 млн рублей, с 2025 года придется платить НДС, выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж, сдавать декларацию.
— Сокращение лимитов по выручке для плательщиков УСН предприниматели также называют серьезной проблемой. Почему?
— Ранее для тех, кто работал на УСН, был определен лимит по обороту — около 200 млн руб. в год. После преодоления этого порога компании переходили на другой налоговый режим — основную систему налогообложения (ОСН), с уплатой НДС, и требовалась другая квалификация бухгалтера. Теперь лимитом фактически стали 60 млн руб. в год. Но рост инфляции, налоговых сборов и расходов на закупки, платежи и логистику — не единственная проблема предпринимателей. Все последние годы растут и внутренние расходы на персонал.
Вместе с ростом оборота предприятия растут и зарплаты сотрудников и это имеет обратную сторону. Радость активного роста, после превышения 60 млн руб. Очень огорчает, с переходом на НДС стоимость услуг увеличится. Работая с представителями МСП, которые поставляют услуги без НДС, если будет введен налог, это приведет к росту цен. При этом не работая со входящим НДС в сфере услуг (ничего не продавая), а лишь оказывая услуги.
Даже если малый бизнес «не допрыгивает» по выручке до 60 млн руб. в год, то при ведении бизнеса он будет сталкиваться с более крупными УСН-плательщиками, и рентабельность малого бизнеса будет падать. При этом большая часть предпринимателей, в лимит не впишутся. И тогда, чтобы развиваться придется открывать новые организации на УСН, а это уже ФНС рассматривает как противоправные действия («дробленка»).
— Все настолько привыкли к налогу с оборота, что платили его и ни о чем не думали, и мелкие, и средние компании. Все платили и перестали вести бухучет. А сейчас при НДС всех заставят сдавать налоговые декларации, а это полноценная отчетность, и ее надо было вести с 2008 года. Это плохо?
— Это огромные издержки, в итоге нововведения усилят и кадровый голод на рынке — найти бухгалтеров будет сложнее. Готов ли бизнес платить сотрудникам необходимый уровень зарплат, при том, что его придется еще увеличить на ставку инфляции и ставку НДФЛ? А квалифицированные бухгалтеры нужны — с учетом, насколько делается важным налоговое планирование. В итоге предприятиям придется еще самостоятельно вкладываться в повышение квалификации нужных для ведения учета специалистов.
Налоговые изменения в итоге коснутся всех. Есть федеральные программы и налоговые вычеты, появились дотации на детей, появилось много нового в финансовой системе России. Но ни одна модель не делается просто так. Итоговым пострадавшим от налоговой реформы будем мы с вами, и приходя в магазин, будем страдать как покупатели. Проанализировав последствия реформы, не будет ни одного человека, которого бы она не коснулась.
— Кому придётся тяжелее? Может это приструнит «теневых дельцов»?
— В основном это негативно скажется на бизнесменах, которые стремятся и работают в основном легально. И главный вывод — будет потерян пласт возможностей, которые давались малому бизнесу, малый бизнес в этих условиях продолжит действовать: кто-то поменяет регион, кто-то уедет за границу, а большинство останется здесь и будет приспосабливаться. Кто-то постарается не превысить лимит выручки в 60 млн — так спокойнее. Особенно те, у кого нет основных средств, а есть только доходы от деятельности, тогда ни о каких либо, вложениях в развитие не может быть и речи. Но кто-то закроет свое дело и просто уйдет в найм. Остальные будут затягивать пояса потуже. Уже сейчас замедление темпов деловой активности наблюдается во всех сферах деятельности. В сфере услуг снизился из-за ожидаемого спада прибыли и снижения фактических инвестиций. В сегменте торговли показатель также сократился — из-за ухудшения ожиданий по выручке и ослабления кредитной активности. В производственном секторе помимо ожиданий заметно ухудшились и фактические продажи, а также замедлилось инвестиционное развитие.
— Но есть же и положительные моменты в налоговом законодательстве? При рассмотрении человекозатратных отраслей таких, как легкая промышленность, где среднесписочная численность работников при льготном режиме до 1000 человек (с 2017г.) Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017г. No1412, оказывающие услуги общественного питания, вообще освобождены от уплаты НДС при обороте до 2 млрд. рублей (с 1 января 2022г.) ФЗ No305 от 02.07.2021г. (это уже привело к положительным результатам «по обелению» отрасли).
— Почему нельзя этот положительный опыт распространить на всех? Уровень дохода не более 250 млн. рублей за год, средняя численность работников не более 130 человек введен ФЗ с 2002г., изменения от 31.07.2020г. No266-ФЗ уже давно устарела и тормозит развитие человекозатратных отраслей. В сегодняшней непростой, тяжелой ситуации поддержка легального бизнеса в МСП просто жизненно необходима. Поэтому срочно необходимо пересмотреть критерии работы на УСН с 2025 года.
— Что делать?
— В принципе особо сложного для изменения ситуации нет. Нужно внести законодательную инициативу по внесению в НК изменения по аналогии с предприятиями, оказывающими услуги общественного питания, которые освобождены от уплаты НДС при обороте до 2 млрд. рублей (с 1 января 2022г.) ФЗ No305 от 02.07.2021г. (что уже принесло положительный эффект). А на время принятия законодательной инициативы ввести мораторий на проверки МСП.