27 июня 2024 года известный композитор, музыкант, продюсер, актер, преподаватель и волонтер Евгений Борисович Кобылянский дал интервью «Аргументам недели». В нем композитор рассказал о современном состоянии музыкальной индустрии в России.
— Ситуация в российском шоу-бизнесе, который оказался весьма далеким от эстрады в привычном понимании этого слова, – это закономерность или случайность? Я имею в виду появление новых людей, не отличающихся музыкальными способностями.
— На протяжении нескольких десятков лет наша страна находилась в единственной парадигме развития – «деньги любой ценой». Этот кич начался еще в конце 80-х, когда мальчишки и девчонки старались обратить на себя внимание любым способом – это было основной задачей. Причем далеко не все из них были артистами. Поэтому нынешняя ситуация не беспрецедентный случай. Долгое время зритель довольствовался эстрадой, представители которой не отличались экстравагантностью. А в то же время, в 60-е годы, на западе, например, был популярен джаз и зарождался рок. И, конечно, людям хотелось чего-то в музыкальном отношении нового. Но в догматах советских методичке шоу не было предусмотрено. В 1989 году, помню, наш концертный оркестр аккомпанировал популярным тогда артистам. Помимо нас в концерте выступали и другие музыкальные группы, на тот момент еще малоизвестные. Среди прочих мне запомнился один фривольный мальчишка, который любил плеваться под ноги. И вот он стоит у стойки с моими инструментами и плюет прям под стол. Я ему сделал замечание, что было бы неплохо вытереть за собой. В ответ он еще раз демонстративно плюнул и отошел. Нетрудно догадаться, что было дальше: я взял его за шиворот и вытер им же самим. Разумеется, после этого последовал страшный скандал. Описанный мной случай был к тому, что народу, не избалованному подобного рода экзотикой, уже тогда все это было интересно. В 90-е к этому добавился еще и беспощадный русский шансон. Современный российский шоу-бизнес не имеет ничего общего с той именно музыкальной эстрадой, которая ему предшествовала. Изменения с деформациями происходят и по сей день: вот началась СВО, которая полностью поменяла мир российского шоу-бизнеса. Россия шагнула в тяжелейший период не только войны с врагом, но и внутренней перестройки: помимо внешнего врага, есть еще и внутренний, который работает втихую. Я имею в виду, что страной были заданы патриотические тренды, но шоу-бизнес и тут проявился, вследствие чего на поверхность вышли тут же очень сомнительные персонажи, предатели и ждуны, дешёвые пропагандисты в поисках славы и откровенные чужаки. Шамана к их числу я не причисляю: он талантливый парень и люди его приняли вне критериев. Как итог, российский шоу-бизнес находится в лихорадочном поиске чего-то, что соответствовало бы патриотической повестке, но поиск крив и извилист. Сейчас под видом патриотизма преподносится что угодно, но только не патриотизм. Песни Великой Отечественной Войны, которые создавались профессиональными поэтами, – это патриотические произведения. А то, что преподносит современный шоу-бизнес, – это вещи на один раз: они не представляют собой ни художественной, ни какой-либо иной ценности.
— Можно ли как-то решить эту проблему?
— Для начала ответим на следующий вопрос: кто всем этим руководит? У нас есть Министерство культуры, но оно не отвечает за сегмент массовой культуры. Есть Президентский фонд культурных инициатив, но он контролирует очень узкий сегмент. У этого фонда другие задачи, которые он с успехом решает. Я говорю про государственную политику в этом направлении. Можно сколько угодно запрещать сомнительных артистов – это ни к чему не приведет, потому что есть медиапространство, которое практически не поддается контролю. Единственное, что можно сделать, – это дать качественную и современную альтернативу. Надо уходить от идиотских форматов. Вы ведь в курсе, что ни на одной радиостанции сегмента массовой культуры ни один программный директор даже не имеет музыкального образования? В сегменте массовой культуры все исходит из соображений выгоды, и артисты убивают свою индивидуальность, чтобы попасть в определенный востребованный формат. Я считаю, что человек без специального музыкального образования вообще не имеет права заниматься этими вопросами. Приведу аналогию: кто в Советском Союзе мог стать директором завода?
— Образованный человек...
— А вот и нет! Почему их называли «красными директорами»? Человек должен был пройти весь путь от простого рабочего. Про обязательность высшего образования я уже даже не говорю. Таких людей отслеживали по их поведенческой линии, личным качествам и так далее. Среди представителей этой профессии не было случайных людей: только жесточайший отбор. Было государственное регулирование. Между прочим, как и в массовой культуре: нельзя было просто так появиться на музыкальной эстраде, нужно было быть членом профессионального сообщества. Что такое профессиональное сообщество? На уровне республики это концертная организация, на уровне городов – это филармония. Артисты, принадлежащие к филармонии, должны были подтверждать свою квалификацию регулярно. Без этого профессиональному музыканту невозможно было подниматься по карьерной лестнице. К сожалению, сегодня нет подобной структуры. Этим должны заниматься другие люди, сочетающие в себе не только музыкальное образование, но и знание законов и чиновничьей жизни. Государственное регулирование и управление небольшой кучки артистов энтузиастов – это разные вещи. Артисты хороши именно как артисты, а не как управители.
— Переходя к вашей преподавательской деятельности: насколько сейчас важно переформатировать современных артистов на истинные профессиональные ценности?
— Безумно важно. Есть вузы, которые под видом обучения современному искусству занимаются популизмом. То есть там учатся малограмотные люди, которые никогда не изучали даже элементарную теорию музыки. Потом выпускники таких вузов воруют фонограммы в интернете. Кого подобные учебные заведения выпускают? Безусловно, есть блестящие преподаватели. Например, Лариса Долина, которая работает в Академии культуры и требует от своих студентов глубокого знания и умения. Но пока что это не оформилось в какую-то единую систему. Самое главное – это привить будущим музыкантам представление о «большой» музыке и об ее разнообразии. Музыканту необходимо отдавать себе отчет в том, о чем он поет.
— Вот мы и подошли вплотную к следующему вопросу: откуда появляются все эти недобросовестные артисты?
— У каждого из них есть организатор. Если глубоко копать, откуда эти организаторы берутся, то на поверхность всплывают названия государственных монополий. Всех этих артистов продвигают крупные холдинги, находящиеся под государственными или частными монополиями. Помните, как Милохин рекламировал Сбер или как Инстасамку приглашали выступать на Петербургском международном экономическом форуме в рекламе VK? Снизу стучали, они все кричали. Моя идея в том, что должен быть создан некий орган, который будет заниматься мониторингом медиапространства на предмет выявления подобных вышеозначенным артистам. Также нужна всесторонняя поддержка профессиональных музыкантов. Нужно задавать профессиональные стандарты. Сегодня надо решать задачи, необходимые стране завтрашнего дня, а не искать повод для того, чтобы лишний раз о себе напомнить.
— Евгений Борисович, за вашу волонтерскую деятельность наша редакция инициировала вас стать лауреатом премии «Сможем вместе победить». Задам вопрос, который я задаю практически всем лауреатам: насколько важна для волонтера поддержка общества?
— Я не могу в этом плане приводить себя в пример. Я настолько эгоцентричен, что и без какой-либо поддержки продолжу работать и помогать. Это долг чести, и от того, напишет ли кто-нибудь об этом в интернете, ничего не зависит. Я танк: взорвать меня невозможно, так же как и остановить. Наша ассоциация творческих деятелей (АТД) направляет усилия на то, чтобы волонтеры, люди творчества, работающие не за страх, а за совесть, в том числе знали друг о друге и были объединены в сообщество. Для волонтера очень важно понимание адресата: для кого и зачем он занимается волонтерской деятельностью. Для нас самое страшное – это равнодушие с той стороны. Выступать ради галочки – это чушь. Есть артисты, которые за счет количества, а не качества исполненных песен, получили какие-то звания и стали заслуженными артистами России. Но эти звания уже давным-давно девальвированы и вызывают большие вопросы: зачем и с чьей подачи они выдаются? Как писал классик: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут». Даже если не дадут, я человек верующий: у меня есть адресат, перед которым я ответственен. За свое творчество я ответственен перед Богом, а остальное - побрякушки… Быть полезным своему народу и создавать душой и сердцем - вот и вся задача. Вы когда-нибудь видели «заслуженного артиста» США? В смысле звания таких нет, а мировых звезд очень много. У них очень много людей, которые вписались в мировую историю. И у нас есть своя история, и нечего себя принижать. Русская классическая музыка была, есть и будет авангардом музыкальной мысли в академическом искусстве, и язык русской классики богаче всех остальных вместе взятых языков. Как народ мы и богаты, и талантливы, поэтому эти богатство и талант надо тратить не на то, чтобы заполнять эфир всякой ерундой, а на то, чтобы занять этот эфир чем-то не преходящим. Это напомнило мне стихи моего ушедшего близкого друга, прекрасного поэта Анатолия Долженкова, который написал четверостишие, посвященное миру шоу-бизнеса: сказала однажды ворона в запальчивости соловью: «не по тебе, брат, корона, я лучше, я громче пою!» Ответил певец шарлатанке, усевшейся на суку: «поэтому ты и в кожанке, и с маузером на боку». Пойдем творить и просвещаться - сие полезней суеты!