Голос Владимира Асмолова знаком буквально каждому, кто помнит 90-е. Тогда его песни звучали практически везде. Городской романс, а именно так определяет жанр своих песен сам Асмолов, тогда входил на пик популярности. Лирические, чуть ироничные, а иногда грустные песни, которые исполняет Владимир Асмолов как бы отражают состояние души. Которое близко многим.
Наш корреспондент побеседовал с легендой русского городского романса.
— Как случилось, что Вы «ушли в творчество», стали петь?
— Ну, во-первых, я где-то с четвертого класса школы пишу стихи. А где стихи — там и мелодия. Да и близость к творчеству родителей наложила отпечаток, как иначе? Отец работал во Дворце культуры, а мама трудилась в Драматическом театре, где занималась с детьми и вела различные кружки самодеятельности. Вот и получилось, что где-то с восьми лет я играл в детских спектаклях, а там тоже без музыки не обходится. Ну а по-настоящему тягу к музыкальному творчеству я, наверное, получил уже в армии. Именно там я впервые начал писать песни.
— Насколько я понимаю, образование у Вас «несколько иного профиля», чем музыкальное?
— Есть такое. После службы в армии я подал документы в педунивеситет. Решил стать филологом. Я его закончил и даже некоторое время поработал учителем в школе. Но музыка — она звала и манила. Так что я уволился из школы и полностью посвятил себя песне.
— Вы часто говорите такую фразу: «я родился в ресторане». Это как?
— Как автор-исполнитель я действительно «родился» в ресторане, в кабаке если попросту. Там была возможность показать себя, свои песни. О гонорарах практически не задумывался, хотя платили за выступления немного. Потом, через какое-то время, мне стало «тесно» в ресторанном зале. И я решил пробовать двигаться дальше. Так оказался в Москве.
— Как складывалось в столице?
— Ну не все сразу. Пришлось писать и для других артистов, и свои песни представлять. Но было интересно.
— Вы верили изначально, что все получится?
— Не задумывался. Я вообще по жизни — пессимист.
— Ну а когда, собственно говоря, «пошло»?
— В конце 1980-х годов я записал свой первый сольный альбом «Девочки — венерочки». Так получилось, что он «хорошо зашел». Но серьезный успех — это уже после выхода альбома «Оловянная Душа». Это примерно в то же время. Самое интересное, что писал альбомы я не в студиях, а в комнате общежития. Но они получились.
Вообще же за популярность я во многом благодарен так называемым «пиратам». Они начали тиражировать мои альбомы и песни из них дошли до многих людей. 1 октября 1988 года практически одновременно во всех городах появляется с их помощью «Оловянная душа». И поехало. Хотя это была, так сказать, неофициальная популярность. Мои песни, мой голос слышали многие, но никто не знал кто же это такой поет.
— Гастроли, концерты?
— Конечно, куда же без этого. Изначально это была совместная деятельность с группой «Ласковый май», а затем и с певцом Филиппом Киркоровым. Уже несколько позднее получилось сделать несколько собственных концертов. В девяностых побывал с гастролями в Соединенных Штатах. Отсюда потом и слух пошел, мол Асмолов уехал в Америку. Нет, никуда из России я не уезжал.
— Этот слух подкреплялся и неким затишьем с Вашей стороны. Куда и почему вы пропали на достаточно длительное время?
— В моду стала входить фонограммная попса. Вот что бы меня не ассоциировали с ней, я и решил взять паузу. Ну как паузу. Песни я продолжал писать. К примеру, те же «Группа риска», «Беспредел» и «Скажи спасибо» были написаны в тот период. Да и много еще. Вновь вернутся именно к концертной деятельности я решил только в начале 2000-х.
«Для справки:
В 2003 году музыкант награждается премией в области шансона. Для него это становится важной победой, ведь его труды замечены и отмечены по заслугам. Певец чаще собирает своих поклонников в одном кругу, и выступает специально для них. В 2006 году Асмолов участвовал в фестивале шансона, который проводится каждый год. С 2007 года в карьере Владимира Павловича наблюдался некий застой, но спустя 5 лет он выпустил новый альбом под названием „Страна моих песен“. Также параллельно с этим событием, в 2012 году выходят новые песни музыканта, которые становятся хитами».
— У Вас много песен. Кажется более 500. Ваши альбомы издаются практически ежегодно. Нас еще ждет нечто новое?
— Вот у меня вышел альбом с символичным названием «Любовь, как дежавю». Там много лиричного, душевного. У меня вообще немало песен о любви, о женщинах. Помимо отдельных песен взять тот же альбом «Версии любви», выпущенный в 2004 году. Или «Черновики любви» 2003-го. А сейчас вот — «Любовь, как дежавю». Наверное, одной из визитных карточек альбома станет новая песня «Мы пришли из снегопада». Почему из снегопада? Я не особо верю в рай там или ад. Поэтому — мы пришли из снегопада, мы в него же и уйдем.
— Получается, что новая песня как бы продолжение «Осень жизни»?
— Где-то можно сказать и так.
— А какая из песен Вам больше всего нравится самому?
— Это «Бессонница». Но на концертах многие вместе со мной напевают именно «Осень жизни».
— Да, я сам, побывав на Вашем выступлении подпевал ее. Цепляет. Слышал даже, что в России на кладбищах есть могилы, на которых написано: «Спасибо жизнь за праздник твой — короткое свидание с Землей». Но давайте к более позитивному. Вашим неким фирменным стилем стала «капитанская фуражка», почему, как получилось?
— Мой же музыкальный стиль, в самом начале песенного творчества, был одесско-эмигрантский, несколько приблатнённый. Под него и был создан мой имидж. Этот атрибут стал для меня своего рода талисманом и предметом узнаваемости. Но я считаю, что совсем неважно, в какой форме ты выступаешь. Важно, что ты поешь и интересно ли это людям.
— Сюжеты Ваших песен. Заказ или из жизни?
— Под заказ? Никогда! Все мои песни — это частички моей жизни. Вот, например, «Женщина — осень». Это песня о моей первой любви и девушке, с которой я встречался, будучи студентом. Так случилось, что мы расстались, а через годы родилась эта песня. Я её посвятил своей жене и тем женщинам, которых я когда-то знал и не оправдал их надежд.
И была ещё «Катя — Катерина». Это рассказ о трагической смерти моей однокурсницы по Донецкому университету. Я «вынашивал» эту песню 10 лет. Конечно, в жизни не всё так происходит, как поется в песне, но это естественно. Обязательно должна быть авторская фантазия, иначе нет тайны, нет поэзии, это уже не было бы искусством. Да во многих песнях отражается то, что-либо было в моей жизни, либо наблюдалось «из первого ряда».
— Исполняют ли Ваши песни другие певцы?
— Я считаю, что авторскую песню (а «городской романс» — все-таки авторская песня) хорошо может исполнить только сам автор, и не люблю, когда мои песни поёт кто-то другой. Пусть голос у певца прекрасный, но это будет уже не совсем моя песня, не так я её задумал, не тот смысл вложил. Но из правил бывают исключения. Мои песни исполняли Филипп Киркоров, ВИА «Пламя». Неплохо «Танцплощадку» сделали Алла Йошпе и Стахан Рахимов, певица Натали записала мою «Река-мечта». Песня «Тысяча лет одиночества» написана специально для Аллы Пугачёвой.
— Ну и напоследок. Чем «Городской романс» отличается от «просто романса». Трудно ли писать песни «в жанре»?
— Многие при слове «романс» представляют классический вариант — пение по нотам, как это делают профессиональные музыканты. Я же пою не ноты, а настроение. У меня нет музыкального образования, но это не мешает мне писать песни. Я пою тексты — лирические, шуточные, в которых музыка приходит откуда-то сама и сама ложится на слова. Эти песни по содержанию, по текстам, по мелодиям — романсы, просто написаны в современном стиле, который и называется «городской романс». Трудно ли писать песни? Поэтические приливы, конечно, бывают. Тогда песня создаётся очень быстро. А иногда проходит месяц, и ни одной строчки не напишешь. Творчество — таинственная вещь...