История Российской Империи удивительна, жестока, прекрасна и полна безграничной любви людей к своему Отечеству. Это подтверждают и фильмы, сериалы, которые сегодня снимают российские режиссеры. Вот сейчас поймала себя на мысли, что я не видела ни одной зарубежной картины, в которой была бы «выписана», уж простите за такое слово, душа русского человека, его характер и та особенность, которую никто из заморских режиссеров разгадать не может, да и не сможет, потому как «умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить».
На российском ТВ идет сериал «Екатерина. Фавориты» - масштабная картина о Золотом веке императрицы Екатерине Великой, которая правила Российской Империей 34 года! За годы своего правления, Екатерина Вторая превратила Россию в могучее и крепкое государство, державу, которая диктовала условия сильным и грозным соседям. Екатерина Великая заставила Европу считаться и слушать Россию, и никто из заморских правителей не мог даже заикнуться - «А, где эта Россия находится?» Но могла ли править Екатерина, не имея преданных России подданных и умнейших людей эпохи? Я думаю, что это было бы затруднительно...
Все нюансы жизни Екатерины Великой, ее преданность России, ее завоевания и методы дипломатии, я увидела в сериале «Екатерина. Фавориты». Знаете, мне было интересно смотреть, более того, меня распирала гордость за Россию — Великая страна с Великими людьми!
Я обратила свое внимание в сериале на уникальную личность екатерининской эпохи — светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко, которого потрясающе сыграл актер Николай Иванов. Благодаря Николаю, историю жизни Александра Андреевича захотелось изучить — понять, почему граф Румянцев, представляя Безбородко Екатерине сказал - «Алмаз в короне. Ваш ум, Ваше Величество, даст ему цену», а Павел Первый отзывался о нем так - «Этот человек для меня дар Божий». Как удалось светлейшему князю, кстати, единственному из всех приближенных Екатерины Великой, пережить все дворцовые интриги и до конца своих дней оставаться незаменимым для властителей Российской Империи?
Специально для бюро Прибалтики «АН» эксклюзивное интервью с актером Николаем Ивановым.
- Николай, спасибо Вам за роль Александра Андреевича Безбородко — удивительно точно сыгранная личность екатерининской эпохи, если судить по историческим документам. На Ваш взгляд, какой характер был у Александра Андреевича? Он больше дипломат или же предприимчивый человек, прекрасно разбирающийся в психологии? В чем уникальность Безбородко? Если судить по исторической справке, то среди утонченных придворных Екатерины, Безбородко, доставленный ко двору императрицы, был грубоватым провинциалом — например, даже не владел французским языком...
- Я бы так не сказал, что Александр Андреевич был провинциалом. Безбородко имел прекрасное образование, врожденный ум, память. Как утверждали современники Александра Андреевича - «Никто из подданных Екатерины не мог в труднейших случаях и по какой бы то ни было отрасли государственного управления представить государыне такого ясного доклада, а когда государыня давала приказание написать указ, то он уходил в приемную и, по расчету самой большой краткости времени, возвращался и приносил сочинение, написанное с таким изяществом, что ничего не оставалось желать лучшего». Что касается французского языка, то Безбородко владел несколькими европейскими языками. Конечно, Александр Андреевич Безбородко — уникальная личность времен правления Екатерины Великой — Карамзин, например, говорил - «Три гения в эпоху Екатерины были в России — Потемкин, Суворов и Безбородко». Вы спрашиваете, кем он больше был — дипломатом, предприимчивым, талантливым, умнейшим человеком? Всем! Я думаю, что в нем сочеталось много качеств... Но главное, что характеризует эту личность — служение России. Любовь к России. Жизнь для России. Я совсем недавно посмотрел сериал «Гардемарины» - помните, как канцлер Бестужев, в исполнении Евгения Евстигнеева, стоит у стола и говорит, что многие при дворе «служат себе, а я служу России, а потом себе» - бьет кулаком по столу и повторяет - «Служу России, а потом себе». Я бы так охарактеризовал Безбородко - «Служу России, а потом себе!» Конечно, Александр Андреевич и себя не забывал, и Потемкин себя не забывал, но в первую очередь — служение России! В личности Безбородко было много чего, такую масштабную личность сыграть не так просто, но важно расставить акценты — что главное в этом человеке? И главное — служение России. Вот такой акцент я поставил, когда играл Безбородко.
- Николай, а вы помните, как Вам сделали предложение сыграть Безбородко?
- Дело в том, что я ранее пробовался на роль племянника Потемкина, это было в 20-м году, но не утвердили, а уже через два года мне предложили пройти пробы на роль Александра Андреевича — все сложилось удачно. Какие чувства испытал? Конечно, обрадовался! Был просто рад.
- Николай, в исторических документах нет никаких подтверждений тому, что Александр Андреевич с огромной симпатией относился к подруге Екатерины - княгине Дашковой... Но в сериале между Вами-Безбородко и Дашковой-Ковальчук явно прослеживается любовная линия... Так был влюблен Александр Андреевич в Екатерину Дашкову?
- Достоверной информации нет, да мы и не играли любовь, но после того, как посмотрели отснятые сцены, то увидели, что такое чувство между двумя выдающимися личностями возникло... Мы не играли ничего специально — видимо, огромное уважение к этой незаурядной женщине, отразилось и на экране... А вообще, Безбородко был окружен вниманием женщин, любил женщин и не отказывал им, даже имел бурную личную жизнь.
- Николай, что было для Вас самым сложным во время съемок в сериале?
- Да, когда работаешь над таким масштабным проектом, то это нельзя назвать «легкой» работой. Как известно, сложные вещи состоят из простых вещей - для меня важно было, чтобы каждая сцена последующая вытекала из предыдущей — мы снимали сцены в разное время и главное, чтобы была ясность... Я решал это так — брал тетрадь, выписывал каждую сцену, которую отсняли — о чем, когда, где, и когда далее продолжались съемки и я входил в кадр, то мне было совершенно понятно, какая сцена предшествовала текущей. В чем еще сложность была? Некоторые «специфические» языковые моменты — например, когда Александр Андреевич производит доклад на государственном собрании в присутствии Екатерины, то должен произнести речь - «Был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор...» Вот все это запомнить, произнести не только правильно, но и сыграть... Уже после просмотра сцен, я отметил, что когда я произносил такую речь, то в глазах артиста Иванова была паника, а уже после нее — расслабление... Да, вот такие моменты я замечал.
- Николай, что поразило, восхитило Вас во время работы над сериалом?
- Конечно, масштабность проекта. Работа моих коллег — прекрасно сыграл Потемкина Володя Яглыч... Особенно, сцена его смерти — очень мощная — и лежал он русский и на русской земле... Знаете, я горжусь этой картиной — то, как мы показали величие российской истории, как создавалась эта история, как преданы были незаурядные личности России, как жили ради России...
- Я согласна с Вами, Николай. Россия всегда была богата на гениев и героев, которые беззаветно любили ее и умирали за нее не раздумывая.
- Да, совершенно верно! Вот почему меня так затронула сцена смерти Григория Александровича Потемкина в сериале... Она пропитана беззаветной любовью к России, ее верой — помните, какие последние слова сказал Потемкин - «Простите меня, люди», такой уход православного человека, что было всегда важно на Руси — покаяние. Недаром есть такое утверждение в православии — то, как человек умер, будет зависеть его жизнь в Царствии Небесном.
- Николай, где проходили съемки? Совершенно потрясающая натура — реальное время Екатерины Великой!
- Съемки проходили в Санкт-Петербурге, в Москве в усадьбе Кусково, в павильоне... Прекрасная работа операторов, которые буквально создавали на экране эпоху Екатерины Великой из иллюзий... Объясню. Например, если помните, когда Екатерина отправляется на каретах в путешествие в Крым... В карете было настолько жарко, до невозможности, но мы же должны были сыграть холод — так вот, в перерывах я выскакивал на улицу, бежал несколько метров, чтобы опустить руки в сугроб, до того было жарко... А когда звучала команда - «мотор», то бежал обратно в карету, а реквизиторы создавали сцены лютого мороза — дым, поземка... Многие сцены были отсняты в павильоне, где был буквально создан Екатерининский дворец.
- Вы довольны тем, как воплотили на экран образ такой личности, как Безбородко?
- Скажу так, когда смотрел отснятый материал, то ловил себя на мысли, что мог сыграть некоторые сцены иначе, смелее... Возможно, мне не хватило легкости... Мое мнение. Но работать с таким режиссером, как Дмитрий Петрунь — одно удовольствие. Он обладает большим вкусом, чувством, тактом — все же школа Табакова, ставит четкую цель и дает большую возможность актерам творить, воплощать... На съемочной площадке царили доверительные отношения между самими актерами и между режиссером и актерами. Скажу так, мы сделали все, что могли. И у нас получилось.
- Благодарю, Николай.