Почему отцы самоустранились от воспитания детей, переложив эту ношу на женские плечи? Зачем детям правовая грамотность? Чем занимаются школьники в Управляющих советах школ? Как уберечь детей от наркотической заразы, и почему отцы не могут противостоять ей законным путем? На эти и другие вопросы отвечает Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская.
Отцы
– Ольга Владимировна, при Уполномоченном по правам ребенка существуют Совет отцов и Детский общественный совет. Какие перед ними стоят задачи?
– Эти общественные объединения появились не просто так. У нас есть Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам предпринимателей, Уполномоченный по правам ребенка. Еще в 2018 году, когда был создан Совет отцов, мы отмечали, что в обществе не все в порядке с семейными ценностями.
Начался перекос: папа стал исключительно добытчиком, а мама – воспитателем. Да, быть добытчиком и кормить семью – это правильно. Но быть добытчиком – не означает перестать быть отцом. Приносить деньги в дом – этого недостаточно! И это необходимо было донести до людей. Потому что устоявшаяся схема, когда мама воспитывает, а папа наблюдает, – она ошибочна. Обеспечивать процесс, не вовлекаясь в него – это путь в корне неверный.
Одной из основных целей Совета отцов как раз является пропаганда отцовского предназначения в самом широком смысле – разъяснить роль, точнее, даже миссию отца в семье и в обществе в целом именно с позиции вовлечённого ответственного отцовства. Это нашло свое отражение в Концепции формирования культуры отцовства в Москве.
По сути, это целая философия, отличающаяся, скажем так, от доминирующих, бытующих представлений... Возможно, это прозвучит отчасти некрасиво, но в некотором смысле, нам помогла пандемия. Она раскрыла глаза многим на многое.
Выяснилось, что многие папы, оказавшиеся в вынужденном «заточении» вместе со своей семьей, банально не умеют играть со своими детьми, не знают, чем и как их увлечь, как с пользой провести время, да что там – для них сложность представляет даже просто само общение с ними. Разве это нормально, хорошо? Конечно, нет.
В некоторых случаях мамам приходилось быть «переводчиками» между папами и их собственными детьми. За время пандемии у нас на сайте Совета отцов было более двух миллионов просмотров. То есть именно в этот период произошло некое, можно сказать, озарение, осознание ситуации и, вместе с тем, консолидация отцовского движения. И наши отцы пошли в школы, наладили диалог, проводят замечательные мероприятия. Наиболее популярный проект – «Мужской разговор» в формате классного-родительского часа; кстати, с 2022 года он включён многими школами в «Разговоры о важном».
Мы пока только мечтаем, чтобы в каждой школе был свой Совет отцов. Но для этого нужны активные отцы. Много активных отцов. А их, к сожалению, пока не хватает.
– Расскажите, пожалуйста, как вы таких отцов выявляете?
– А они приходят сами. Так и проявляется настоящая осознанность и ответственность. Стало доброй традицией проведение ежегодного съезда отцов Москвы.
Уровень задач, которые ставит перед отцами общество, высочайший. Наш Совет отцов прошел путь от стихийно сложившегося объединения до абсолютно четко организованной структуры – общественной, волонтерской, совершенно не политизированной.
Совет работает под девизом: «Нет чужих детей, есть окружение моего ребёнка». Потому что чужих детей не бывает. Есть понимание, что вкладываться только в развитие своего ребенка – недостаточно, поскольку он находится в социуме, в который тоже вкладываться надо.
– Сколько, по вашим данным, активных отцов в Москве?
– Около тысячи. Этого, как я уже сказала, для нашего мегаполиса мало. Но это именно актив объединения. Работа по популяризации движения отцов ведётся на постоянной основе.
– На прошедший недавно Совет отцов были приглашены представители всех силовых ведомств – МВД, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, службы по контролю за оборотом наркотиков, – и другие люди в погонах. Если честно, я думала, что они зачитают доклады и уйдут, но участники отнеслись к этому мероприятию не формально, это хороший знак. Общение получилось плодотворным.
Важный момент: начали наконец отмечать День отца, дата становится всё более популярной, люди знают этот праздник, ждут, готовятся. Наша роль в этом была далеко не последней.
Запрос общества очевиден и однозначен – отец должен быть значимой фигурой в семье, и в воспитании детей в том числе. Во время Специальной военной операции всё, если можно так выразиться, предстало в новом свете, раскрылась новая глубина. Отец перестал быть защитником только на словах, но стал таковым и на деле. Защитником и страны, и семьи.
Дети
– Поделитесь, чем занимается Детский общественный совет?
– Эта структура создана при Уполномоченном по правам ребёнка и объединяет самых активных детей города.
Чтобы войти в Детский общественный совет, они представляли и защищали свои социальные проекты, которые готовы реализовать на пользу города, района, школы.
Потрясающие ребята, талантливые, инициативные, сердечные, они имеют четкую гражданскую позицию, занимаются волонтерством. Социальный статус у наших юных активистов самый разный. Есть среди них дети-инвалиды, дети-сироты, приемные дети, а есть и дети из очень обеспеченных семей. Это очень радует, потому что свидетельствует о том, что социальная активность не имеет никакой материальной окраски. Если у ребенка есть внутренний стержень, если его воспитывают как гражданина, то он обязательно проявит себя, не оглядываясь на материальное положение.
Кроме того, мы придумали такой проект, как Школа правовой социализации. В каждой школе, как вы знаете, есть управляющий совет. По федеральному закону в такой совет обязательно входят и сами школьники. В управляющих советах школ города Москвы насчитывается около трех тысяч детей.
– Что ребята делают в рамках работы этих советов?
– Проблема в том, что выбранный в такой совет школьник не знает своих прав. Он приходит в кабинет директора на заседание управляющего совета и сидит молча, боится слово сказать, потому что не понимает, на что он имеет право. В этот совет входят районные депутаты, учителя, завуч, родители. Школьник полностью теряется в таком окружении, часто он чисто номинальная фигура.
Моя задача как Уполномоченного по правам детей, сделать так, чтобы ребята, входящие в управляющий совет, понимали, на что они имеют право, а чего не могут, чтобы они смогли раскрыть свой потенциал и приносить своей школе пользу. Чтобы они знали свои права не только как школьники, но и как граждане. Сначала ребята должны собрать у остальных школьников волнующие их вопросы, просьбы, предложения, а затем грамотно донести до управляющего совета. Тогда это будет настоящая работа. В противном случае, это просто мероприятие для галочки, имитация деятельности, не более того. И если так, тогда мы подаем детям плохой пример. Мы отнимаем их время, не спрашивая их мнения по тому или иному поводу, а заодно демонстрируем фиктивность их якобы участия в общественной жизни. И, спрашивается, зачем же тогда это всё?
– Действительно...
– Нам обязательно нужно растить молодежную смену депутатов. Существуют при префектурах и молодежные парламенты. И все эти организации должны подпитываться, прирастать новыми активистами. Туда должны попадать не случайные люди.
– Наверное, туда должны попадать те, кто по-настоящему желает этим заниматься.
– Желать и уметь – это две разные вещи. А через привлечение ребят к участию в управляющем совете мы постепенно готовим со школьной скамьи тех, кто не только желает, но и кто умеет и знает, как это все устроено и работает. В Школе правовой социализации мы их именно этому и учим.
Департамент образования поддерживает этот проект, и мы продолжим его в следующем году. Есть выездная форма работы с детьми в загородных лагерях, где преподаватели МГПУ «прокачивают» их компетенции по правовым знаниям. Проводим правовые квесты, правовые квизы. Здесь же проводится экспресс-курс оказания первой помощи и многое другое. Все это очень интересно ребятам.
«Сточные воды»
– Самая «популярная» в России статья Уголовного кодекса – 228. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление наркотиков. Самое страшное, что с этим злом сталкиваются все более молодые люди, подростки, школьники. И ситуация не улучшается. Что должны сделать власти и общество для решения этой проблемы?
– Корни всех проблем – в семье, а не в государстве. В попустительстве родителей, в их невнимании, неумении, нежелании заниматься своими детьми. Зачастую они сами подают детям плохой пример, употребляя запрещенные вещества. Взять то же курение – если папа с мамой курят, то подросток почти наверняка тоже закурит.
На недавнем Совете отцов, куда приходили силовики, мы эту тему обсуждали. Отцы прямо спрашивали у них – скажите, что мы можем сделать для вашей системы, чтобы вы смогли переломить ситуацию в борьбе с наркотиками? Что мы можем предпринять, чтобы самим не оказаться по ту сторону закона?
Нам известны случаи, когда рекламные стикеры и картинки-трафареты наркоторговцев появляются прямо у входа в школы. Отцы начали проводить в таких местах дежурства. Да, они не имеют права никого задерживать, но сообщить в управу, чтобы эту гадость закрасили, могут.
– То есть, если отец видит, как кто-то клеит объявление о продаже наркотиков, он не может его задержать и передать полиции?
– Получается, что не может. Но на самом деле расклейщики объявлений к продаже наркотиков непосредственного отношения не имеют. Это просто люди с улицы, которых за маленькие деньги нанимают клеить объявления. Чтобы через них выйти на настоящих злодеев, должны не отцы работать, а следственные группы. Есть и другие методы. У нас, в Москве, к примеру, реализована программа под названием «Сточные воды», в рамках которой были проверены все московские школы.
– Расскажите подробнее.
– Мы не можем заставить каждого ребенка пройти тестирование на употребление запрещенных веществ, потому что это нарушение прав детей. Но понять, употребляют ли в этой школе наркотики, и если да, то какие именно, мы можем путем анализа сточных вод. По результатам такого анализа администрация школы узнает, какова реальная картина происходящего в их стенах, решает, нужно ли усиливать работу на этом фронте или все обстоит благополучно.
Да, есть школы совершенно чистые в этом плане. Но есть и те, где в сточных водах мы обнаруживаем следы запрещенных веществ. Эти данные ложатся на стол всех заинтересованных, от директора школы до министра образования, и далее принимаются определенные меры.
– Хочется еще спросить про детский телефон доверия. Как он работает и откуда про него могут узнать дети.
– Номер такого телефона должен находиться в зоне прямого доступа и свободного обозрения в каждом образовательном учреждении, в поликлинике и других «детских» местах. Но, как бывший директор школы, точно знаю, что ребенок, которому нужен телефон доверия, никогда не сфотографирует и не перепишет его на листок при всех.
Ребенок, который находится в сложной психологической ситуации и которому нужно куда-то позвонить, не будет останавливаться на центральном входе в школу и разглядывать объявление с таким номером. Его тут же начнут «тыкать» этим, ехидничать по этому поводу. Поэтому я всегда предлагала, и продолжаю предлагать – распечатайте номера таких телефонов и разместите в туалетах, то есть там, где ребенок бывает один. И он сам примет решение, записать этот номер или нет, не опасаясь насмешек со стороны сверстников. Но мне отвечают, что это неэстетично, и что по правилам положено, чтобы такой постер с телефоном висел при входе в школу…
– Вы можете как-то на это повлиять?
– Я могу только давать рекомендации. А решения принимает администрация школы. Заставить это сделать я никого не могу.
– А если сделать наклеечки на дневники и через администрацию заставить всех их себе наклеивать? Тем, кому это не надо – они не помешают. А кому надо – помогут.
– Отличная идея. Я ей воспользуюсь. Только ведь бумажных дневников в школах больше нет. Но мы подумаем, куда еще можно приклеить такие стикеры.