Нашего сегодняшнего собеседника особо представлять не надо. Алексей Якель – из когорты молодых журналистов-педагогов столицы ДНР, которые знают, как различные СМИ могут манипулировать мнением людей. А наш гость к тому же знает, что с этим делать и как исправлять – ведь он доцент кафедры журналистики, кандидат филологических наук, начальник отдела перспективного развития и анализа деятельности научных организаций и организаций высшего образования Минобрнауки ДНР. Алексей, как минимум, советует начать с информационной гигиены и подвергать новости анализу. О вдумчивом подходе современного читателя к бесконечному потоку информации наш разговор.
– Алексей, доброго дня! «Аргументы недели» приветствуют Вас и рады познакомиться. Расскажите коллегам и читателям нашим как дошли до жизни такой?
– На сегодняшний день я работаю в Министерстве образования и науки ДНР. До этого проработал почти 10 лет на кафедре журналистики Донецкого государственного университета. В 2020 году защитил кандидатскую диссертацию по журналистике и русскому языку об инструментах речевого воздействия новых медиа на массовое сознание. Ранее работал руководителем кружков в клубе «Юнпресс» Донецкого Республиканского ДДЮТ, сотрудничал и сотрудничаю с различными СМИ ДНР. Являюсь лектором Российского общества «Знание» и членом экспертного клуба «Мастерская новых медиа».
– Выбор журналистики был осознанным? Вы посвятили себя не только работе в СМИ, но и глубокому изучению принципов их работы.
– На мой взгляд, в журналистику сложно прийти осознанно. Конечно, есть очень много молодых людей, которые хотят работать в медиа, учатся создавать контент. Однако до того момента, пока не подготовишь хотя бы десяток публикаций для печатных или электронных СМИ, радиопрограмм, телевизионных сюжетов, понять, хочешь ли ты посвятить этой профессии всю свою жизнь, весьма сложно. Свою первую заметку, опубликованную в одной из городских газет, я написал в 15 лет, а к моменту выпуска из школы у меня уже было портфолио из 14 печатных публикаций в разных донецких изданиях и несколько радиосюжетов. Однако, когда на первом курсе университета пошел работать в газету, понял, что мне предстоит ещё очень многому научиться.
Вторым своеобразным вызовом стала работа в качестве руководителя кружков клуба «Юнпресс» (тогда ещё областного ДДЮТ, а сегодня республиканского ДДЮТ). Там я вполне осознал, что работать в журналистике и учить этой профессии – не одно и то же. Кроме практических аспектов, нужно давать представления о ключевых теоретических принципах – идеальной модели работы в медиа. И я параллельно с обучением школьников начал интенсивно изучать журналистиковедение и основы массовой коммуникации. С этим опытом в 2013 году меня пригласила заведующая кафедрой журналистики Донецкого государственного университета Инесса Михайловна Артамонова преподавать студентам основы компьютерной вёрстки и интернет-журналистику. Позже под её руководством я защитил кандидатскую диссертацию.
– Вы коренной дончанин. Как вообще восприняли тяготы военной судьбы Донбасса с 2014 года? СВО стала для Вас неожиданностью?
– Конечно, потребовалось время, чтобы адаптироваться к новым условиям, научиться оценивать риски. Бытовые трудности – это не самое страшное. Более важным стала личная безопасность и безопасность близких людей. Миномётные обстрелы постепенно сменились ракетными ударами по гражданской инфраструктуре и жилым домам. И в этих условиях нужно было сохранить основы для мирного развития. При этом после того, как я с командой единомышленников провёл первый в ДНР форум для молодых журналистов, тут же попал на сайт «Миротворец». Но это хоть и удивило меня, однако не стало причиной для сворачивания образовательной и просветительской деятельности. Что же касается СВО, неожиданностью она для меня не стала. Все годы вооруженного конфликта, думаю, все жители Донбасса ждали, когда наступит момент более интенсивного приближения мира.
– Как правильно смотреть новости? И как отыскать в гигабайтах информации достоверную и нужную?
– Во-первых, нужно соблюдать простейшие правила информационной гигиены. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все понимают, что потребление контента – фактически то же самое, что и употребление пищи. Мы же не едим просроченные продукты, стараемся минимально планировать свой рацион. То же самое нужно делать и с контентом любых медиа: тщательно отбирать источники информации, следить за качеством распространяемого контента. Если после прочтения той или иной новости у нас появляется сильная эмоция, перекрывающая её критическое восприятие, стоит задуматься, почему так произошло. Может быть, автор пытается ввести нас в заблуждение?
Во-вторых, в условиях информационной или когнитивной, психологической войны следует доверять официальным источникам информации. В информационном пространстве очень много лидеров общественного мнения, ретранслирующих свою личную позицию, которая далеко не всегда соответствует реальной действительности. Я не считаю правильным сегодня распространять частные мнения, игнорируя факты, даже если эти позиции нам кажутся очень правдивыми, такими, которые нам нравятся.
– Как относитесь к фейкам? Как с ними бороться в масштабах общества? Или как сделать так, чтобы люди включали критическое мышление при столкновении с ними?
– Дело в том, что фейки, как и троллинг из невинных забав трансформировались в инструменты информационного воздействия, которые в умелых руках могут сформировать картину мира, весьма непохожую на то, каким мир выглядит на самом деле. Поэтому считаю фейки одной из значимых угроз XXI века. Другое дело, что при наличии огромного количества источников информации, с которыми каждый из нас сталкивается каждый день, бороться с фейками на государственном уровне без помощи самих потребителей информации не представляется возможным с должной эффективностью. Чтобы решить эту проблему, каждый человек в нашем обществе должен воспитывать критическое мышление. Начать можно с простого — не доверять ни одному сообщению, которое нас впечатляет, удивляет или каким-то другим образом выводит из эмоционального равновесия. А уже с такой позицией начинать искать первоисточник сообщения, смотреть на контекст, учиться доверять делам, а не словам, внимательно осмыслять приводимые цифры и т. д.
– Вы ещё и преподаватель. Чему учите будущих творцов новостных колонок?
– На кафедре журналистики я читаю ряд дисциплин, которые связаны с интернет-журналистикой и интернет-рекламой. Однако могу сказать точно, что обучение в вузе данной профессии не должно строиться только на освоении тех или иных инструментов, теорий и т. п. В большей степени важно сформировать гибкие навыки. К ним отнесём умение работать в команде, находить общий язык с любым человеком, правильно планировать собственное время, уметь распоряжаться имеющимися ресурсами. Потому что по факту журналистика очень быстро развивается и на выходе в большей степени цениться тот выпускник, который умеет оперативно адаптироваться к новым обстоятельствам, обладает развитым креативным и системным мышлением, умеет самостоятельно изучать новое. Этому я стараюсь учить своих студентов.
– Как считаете, есть ли свои особенности и отличия в работе обычного журналиста и военкора? Цензура допустима в работе СМИ на фронтах?
– Всякий военкор – журналист, но не наоборот. Хотя при должной подготовке профессионала в области медиа можно научить работать в экстремальных обстоятельствах. Мне кажется, что важным критерием в деле военной журналистики является умение оценивать риски, а также желание работать в таких условиях. Все военкоры, которых я знаю, люди, увлеченные своей профессией, умеющие рисковать, однако чётко понимающие, что можно делать на линии фронта, а что точно не стоит. При этом если говорить о цензуре, то по действующему законодательству она запрещена. Однако, опять же опираясь на опыт коллег, могу сказать, что в военной журналистике, во-первых, имеет серьезное значение самоцензура, во-вторых, действует принцип «не навреди» и, в-третьих, военкоров, фиксирующих конфликт с двух сторон, фактически не существует.
– Согласны, что ИИ скоро вообще заменит человека в медиасфере?
– Думаю, что угрозы со стороны искусственного интеллекта существенно преувеличены. Возможно, приведу не совсем корректную аналогию, но всё же, на мой взгляд, она хорошо иллюстрирует ситуацию вокруг обсуждения роли ИИ. В начале ХХ века развернулась серьезная дискуссия о возможном закате живописи в связи с массовым вхождением в повседневную жизнь фотографии и видеосъемки. Однако, как показала практика, живопись никуда не исчезла, а просто изменила своё качество и форму. Также, несмотря на широкое распространение теле- и радиовещания, интернета, печатная пресса никуда не исчезла и, уверен, не исчезнет в ближайшие несколько десятков лет. Другое дело, что изменится её форма. Поэтому вероятнее всего медийщики постепенно освоят ИИ и будут его использовать, как инструмент, повышающий их профессиональную эффективность. Как минимум, при обсуждении технологий настоящего и будущего мы почему-то забываем, что ценностный базис формируется исключительно человеком в конкретном обществе и не может быть быстро переписан.
– В заключении о планах на будущее. Планируете развивать научную карьеру?
– Конечно, хотелось бы упорядочить накопленные материалы и представить их в форме отдельной монографии. Очень надеюсь, что это дело ближайшего будущего. А пока буду стараться по мере возможностей заниматься преподаванием, просветительством, а также собирать и анализировать материал для научных исследований.