Аргументы Недели → Интервью 13+

Валерий Розанов целитель в погонах: казакам Дона сложно признать Рязань родиной казачества

, 20:27 , Политический обозреватель

Валерий Розанов целитель в погонах: казакам Дона сложно признать Рязань родиной казачества
Фото: предоставлено Валерием Розановым

Сегодня в гости к читателям «Аргументов недели» заглянул совсем необычный собеседник. Имя этого человека овеяно секретами, флёром таинственности в силу его профессии и мировоззрений. Некогда популярный целитель, собиравший многотысячные залы почитателей народной медицины, а ныне доктор психологии, политический эксперт и аналитик Валерий Розанов. Хотя сегодняшняя наша беседа будет посвящена более приземлённым вещам: истории, обществу, навыкам экстрасенсорики, проблемам людей и их решениям с точки зрения высших материй.

– Здравствуйте, Валерий! Приветствуем на страницах издания весьма необычного гостя! Начнем с уточнения, Вы мистик или реалист-психолог?

– Доброго дня! Смотря, что Вы понимаете под мистиком. А то может мы о разном говорить будем.

– Я в СМИ читала, что Вы были экстрасенсом, с несколько мистическими вещами были связаны. Это правда, нет?

– Да, было такое.

– Сейчас продолжаете заниматься тем же делом или в психологию ушли, в аналитику?

– Всё абсолютно то же самое, практически, одно и то же, только разные названия. В нашем понимании, конечно, можно трактовать по-разному. Я сам понимаю под мистикой просто какие-то мистические случаи или мировоззрение, связанное с какой-то мифологией или ещё чем-то. Но это не экстрасенсорика.

– То есть, отсоединяете психологию, тонкие материи от нечто такого волшебного?

– Если говорить о мистике, как о теории заговора, некоторые между этим тоже ставят знак равенства, в некоторой степени это так. Теория заговора существует, и мы ее последствия, собственно, видим.

Валерий Розанов
Валерий Розанов

– А как Вы пришли к такому нетривиальному мировоззрению, взгляду на мир и реальность?

– Оттого, что с детства жил в окружении этого. К примеру, я имею в виду свою бабушку, которая занималась целительством и имела своё мировоззрение на этот счёт, традиционное, надо сказать.

– Если мы заговорили об истоках… Не могу не спросить, откуда Вы родом?

– Из Рязани.

– А скажите, Вы точно служили срочную в войсках КГБ?

– Да, это пограничные войска, они связаны с КГБ.

– И на службе тоже приходилось применять свои способности? Расскажите об этом периоде, если можно.

– Как бы секретности в том, что такие войска существуют, никогда не было. Одно из подразделений при Пограничной службе, которое занималось как раз аналитикой и прогнозированием ситуаций, которые могли происходить на границе.

– То есть, по событиям Вы как-то строили предсказания, прогнозы: что будет, да? Будет ли какое-то обострение и так далее?

– В целом это называется мероприятия по повышению боеспособности местного населения.

– А Вас как-то специально готовили?

– Конечно.

– Это какой-то отбор был? Или Вы сами попросились в такие войска?

– Отбор туда изначальный просто идёт, перед службой, по каким-то критериям, качествам. Раньше была кадровая работа во всех органах. Не обязательно КГБ, персонально. Изначально с детства отбирали, с учебных заведений. Так и должно быть. Сейчас такого нет, сейчас больше по объявлению набор идет.

Армейские годы
Армейские годы

– Ещё вопрос из разряда медийных сплетен. Вы состоите в родстве с бывшим директором Управления Внешней разведки СССР Розановым Валерием Вячеславовичем?

– Родственник, но не близкий.

– А это повлияло на выбор рода войск когда-то или нет?

– Нет, надо сказать, что войска-то не выбирают. Выбирают тебя, куда ты пойдёшь служить. ПО качествам берут в определённые войска.

– Значит, Вы характером подошли именно под такие серьёзные войска?

– Ну предварительно проходишь тестирование. Более того, идёт автобиографический отбор. То есть, биография не должна быть ничем отягощена.

– Вы пока служили, заинтересовались политикой. У Вас были хорошие политруки? Вам подавали материал хорошо?

– В том числе, да. Кстати, если говорить об экстрасенсорике, я успел закончить единственные курсы ВШ КГБ, киевские курсы, там, где преподавали экстрасенсорику. Там была небольшая группа, порядка 15 человек. Вот я там был.

– Сейчас, мне кажется, методом «тыка» определяют в какие войска кто попадет.

– Нет, предварительный существует всё равно. Есть определенные качества, этого стараются придерживаться. Но, большей частью, я так думаю, даже не смотрят. Может там конкретно какой-то идет отбор, но такого тоже нет. Потому что психологи не имеют подготовки для этого.

– Сколько всего заняла служба?

– Два года, потом сверхсрочная до 1991 года, пока всё не развалилось. А после развала этой службы и не стало. Служил я с 1985 года.

– Наряду с высшими материями Вы еще и политический эксперт. Как так получилось совмещать?

– Наверное, с момента службы в КГБ, когда стало понятно, что политика определяет многие социальные процессы. Социальные проблемы идут от политических и решаются политическими же путями.

– Вы потомственный представитель казачества? Вообще, как его можно назвать? Это отдельный этнос, родовое сословье, клан какой-то отдельный? Как Вы понимаете это?

– Сейчас это всё перемешалось. Это, в какой-то степени, можно сказать и национальность, и родовое сословье, в то же время. Как расценивать, допустим, что Рязань была в прошлом родиной казачества? Хоть это сейчас современными казаками, южными, не принимается. Но я за несколько лет смог переломить ситуацию, и у людей уже не вызывает удивление словосочетание рязанские казаки, что Рязань – родина казачества. Хотя казакам Дона сложно это признать.

– А как так получилось? Традиционно считаются донские казаки, потом Кубань.

– Нет, донские, люди просто не понимают свою историю, не знают ее. Донские казаки пришли как раз с Рязани, те, которых Екатерина II выгнала, расселила. Они до самой революции ездили в Рязань за получением архивных справок о своём происхождении. Более того, Шолохов – он тоже рязанец. Он на Дон приехал, первый баню построил на Дону.

– Вот как…

– Когда начинаешь такое говорить донским, они уже всё: и Шолохов – не казак.

– Обижаются, да (смеюсь)?

– Да-да, но первое упоминание появилось только о рязанских казаках. Казаки Запорожской сечи и Донские появились только через 300 лет после упоминания о рязанских казаках.

– А в Рязани как они появились? Они выделились из народной массы? Это же было военизированное сословие в прошлом. Насколько я знаю из традиционной истории.

– Так я и говорю по традиционной истории. Как раз опираясь на архивные документы об упоминании первых казаков, речь идет как раз о рязанских, которые на Листани с Мустафой одержали первую победу над татаро-монгольской ордой.

– Рязань точно была воинственным княжеством.

– Крымский хан писал Екатерине, чтобы она приструнила рязанских казаков. Екатерина обращалась уже к рязанским князьям, чтобы они говорили с казаками и уговаривали не нападать на представителей крымского хана.

– То есть уже договаривались, чтобы свои не трогали воинственных соседей?

– На тот момент не знаю, было ли оно Велико-Рязанское княжество. Туда, кстати, входило и Черниговское. Оно называлось не Рязанским, а другое название – Тьмутаракань. Это опять говорится о Рязани. Весь Дон и Крым входил в Рязанское княжество. Я уж так далеко, как на Киев, не рассматриваю. Русские – это русы с Киева. Раз мы коснулись этой темы, украинский герб – это герб старой Рязани, тавро на княжение, которое рязанские князья давали своим вассалам, право на княжение.

– Вот видите, как всё соединено!

– Черниговом правили, кстати, дети рязанского князя. Просто перевернули всё. Украинцы идут от обратного.

– Украинцы считают себя «прародителями» казачества.

– Есть исследование украинского филолога, который говорил, что самая правильная украинская речь и произношение – у рязанцев.

– А Вы знаете украинский?

– Рязанское «г» – самое правильное. Я как-то писал в своём материале, что рязанские казаки требуют от Украины вернуть дань за 300 лет и Забаву Путятичну. Выезжал на этой истории. Там рязанский князь отправился за своей невестой, которую держали в плену. Мультик по этой истории есть. Только в нём убрали название княжества. А если говорить о том, что это сословье, если говорить о происхождении казачества, если оно от рязанских произошло, то это рязанский этнос идёт отдельно как бы, не как нация, а как антропологическая группа, расовая.

На казачьем празднике
На казачьем празднике

– А чем она отличается от других?

– Там есть расовые признаки, которые не свойственны другим. Есть выражение «рязанская морда», так у антропологов – рязанская раса. Наравне с европейской, азиатской, есть рязанская раса. Она обладает не просто признаками нации, а расы – есть свои физиологические особенности.

– А в чём они заключаются?

– Строении тела, черепа – есть деления у антропологов. Неизменяемые черты, и черты, которые как бы поглощают черты других наций.

– И они свойственны коренным жителям Рязани, да?

– Надо сказать, что коренные жители Рязани живут сейчас по всему Дону, на территории Краснодарского края. Можно сказать, что там живут рязанцы. Оренбургское казачество, Уральское казачество – там всё произошло от Рязанского. И там, в отличие от Донских, наоборот, гордятся тем, что они от рязанских казаков. Другое дело, что самих рязанских казаков уже дальше непонятно кем считают: зовут то мещеряками, то мордовцами. Всё усложняется ещё больше. Хотя считается, что мы живём на территории финно-угорской, и территория у нас самого региона.

– Но это не так?

– В принципе, может быть и так. Я все названия прорабатывал. Разговаривал с одним финном: все рязанские названия имеют финское значение. Если взять Рязань, как ее только ни переводят, что это и «Резань», или тина была на этом месте, что там «друг друга резали». А на финском всё очень просто – Рязань означает «город у реки». Ока с финского означает «текущая вода». И другие местные названия на финском звучат соответствующе.

– Карело-финские традиции и образные понятия не так близки к рязанской культуре и обиходу.

– Да, там совершенно другая культура. Я говорю о языковом значении. Хотя может как-то они пришли и в здешний колорит. Я сам не совсем понимаю, финский народ маленький. Если он был везде, куда исчез потом.

– Да уж, ну вот видите, на вопросе принадлежности к казачеству сколько всего интересного можно узнать. В прошлом Вы были экстрасенсом? Как попали в такую необычную ипостась?

– С детства этим занимался. Даже когда это не называлось словом экстрасенсорика.

– В чём это проявлялось? Вы заметили в себе то же целительство?

– Я не то, чтобы заметил, просто я жил в окружении этого и считал это нормальным, а не чем-то необычным. Какое-то особое восприятие окружающего мира.

– И Вам удавалось что-то предсказывать?

– В меру способностей.

– Это были сеансы какие-то? Как раньше было принято.

– Если говорить о сеансах, это уже 90-ые годы.

– А Вы с какого момента стали экстрасенсом? Вы с детства помогали людям?

– Да, я с детства был в теме. А если говорить о том, когда стал массово это практиковать, то это как раз начало 2000-х. когда для этого появились возможности в стране.

– Вы стали собирать залы, устраивать массовые сеансы. А есть яркие какие-то случаи, которые навсегда запомнились? Когда Вы помогли человеку и после воспоминания от этой истории сохранили?

– Конечно, я многим помогал. Отдельных историй не запоминал. Представьте, что за всё время практики тысячи людей проходили через сеансы. Моя территория была – это Ленинградская область. На тот момент мы делили территорию с Кашпировским и другими. Мы предварительно договаривались.

Целитель Валерий 90-00-е
Целитель Валерий 90-00-е

– Кашпировский, мне кажется, больше в Москве был. Или Чумак тут больше практиковал…

– Нет, точно также гастролировал. Чумак не так сильно ездил по регионам. Джуна тоже редко залы собирала.

– А Вы один работали или кто-то поддерживал?

– Помогали, да. Была государственная программа.

– Почему потом программа прекратилась?

– Потом запретили массовые сеансы.

– Минздрав посчитал вашу команду экстрасенсов конкурентами?

– Нет, не думаю, что из-за этого. Откуда-то изнутри государства шло. Изначально это всё пришло из Киева. Не знаю, застали ли те времена, по Украине ездили Рады, Весты, чуть ни в каждой деревне. Всем этим делом занимался Гордон.

– Дмитрий, который лысый единоукраинец сейчас?

– Да, он самый. Мария-Стефания настоящая была, кстати, бабушка-целительница. Вот она работала тоже с Гордоном. Она была его главная не артистка. Остальные все были артисты, ездили по сценарию, технологии. У него было поставлено на поток. Не как у нас. Давал объявления: «Если вас сглазили, напустили порчу, всё у вас в жизни плохо, напишите нам письмо». У него была газета, сейчас уже не помню, как называлась. Так его люди обрабатывали приходящие письма и выезжали на места по адресам. Как раз мы в альтернативу перекрывали им дорогу.

– А основная Ваша профессия какая?

– Психолог. Но на тот момент та деятельность стала лицензироваться. И я был вторым человеком, у которого была лицензия на занятие народным целительством от Минздрава.

– Понятно. А есть у Вас медицинская практика, как психолога? Чтобы с приёмом пациентов, рецептами и всем положенным.

– Психология – это не область медицины. Она ближе к образовательной, педагогической деятельности, по закону. Сейчас есть клиническая – это психологи с медицинским образованием. Это даже не психотерапевты. Всё равно, психотерапевты – это уже медицинская деятельность, он может назначать препараты, выписывать курсы лечений. А психолог работает с проблемами, которые ещё не получили своего воплощения в жизнь, предотвращает их появление.

– А с какими проблемами к Вам чаще всего обращаются? В прошлом и сейчас.

– Проблемы все одни и те же – любовь, здоровье, счастье.

– Человек сам не может найти ответы на свои вопросы и приходит к специалисту, да?

– Даже не так. В принципе, должно быть так, как Вы говорите, но у нас нет культуры обращения к психологу или к народным целителям. Кстати, в Европе, в некоторых странах, народное целительство входит в пул страховой медицины. У нас же к психологу обращаются, когда уже надо обращаться к психиатру. Когда нужна уже медицина.

– Есть обратная сторона медали. В Европе или США каждый чих обсуждают с психоаналитиками. Это же тоже неверно: человек шагу ступить не может, чтобы не посоветоваться с кем-то?

– Просто на Западе – это один из заработков. Психология была придумана Фрейдом, как один из способов долгого заработка. Многие проблемы можно решить и разово, за один сеанс. Но там надо ходить годами.

– Понятно. А у Вас это был выбор по внутреннему ощущению или именно как династия?

– По внутреннему ощущению – это раз. А второе – когда запретили целительство, то психология стала возможностью заниматься тем же самым под другими терминами. Это одно и то же всё. Вопрос в терминах. Я остался в этом русле. Я столько лет потратил на помощь людям, что переходить не посчитал нужным.

– Очень сложно это для себя лично? Это не напрягает? Всё-таки врачи –это выжигающая профессия, а целитель – это вдвойне напряжение.

– Сложно. Раньше я этого не замечал, даже не понимал того, о чем Вы говорите. А сейчас ощущаю и понимаю.

– Как уравновешиваете?

– Как бы я понимаю, что силы уже не те, чем 10 лет назад. Говорят, что обращайтесь к бабушкам-знахаркам. На самом деле нет, это только молодые обладают по-настоящему силой. Сейчас многое, что мне легко давалось, сейчас в основном делаю за счёт знаний и опыта.

– А восстанавливаете силы как? Бываете на природе или медитируете, уходите в одиночество?

– Во всё, от всего надо брать, из всех источников энергии. Смысл и заключается в этом. Смысл проблем в том у многих в том, что они теряют возможность подпитки. Под тонкими энергиями я имею в виду понимание искусства. Это, по существу, язык произведения картин. Такой же язык, как прочитать книжку. Но кто-то это интуитивно понимает и чувствует красоту вокруг себя. Он тогда имеет возможность подпитываться этой гармонией. У кого-то эти связи отрезаны. Хотя это может исправляться воспитанием понимания искусства, или иностранный язык, или музыкальное письмо. На факультете композиторства есть дисциплина – музыкальное письмо. Музыканты, зная музыкальный язык, они просто записывают то, что мы записываем рассказом, они записывают в виде музыкального рассказа. Художникам это можно записывать в виде картин, неважно в какой манере, в ней есть гармония.

Валерий Розанов целитель в погонах: казакам Дона сложно признать Рязань родиной казачества

– Ну смысл картины понимает тот, кто ее нарисовал. А как понимать остальным?

– Нет, ее все должны понимать. Если это осмысленный подход, то тот, кто может читать, тот это поймёт. Также как для нас книжка, если мы не умеем читать, она лежит в углу мёртвым грузом. Гармония и прекрасное искусство неразделимы в основе для счастья человека.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram