> Актриса Серафима Огарёва: «Если вокруг царит ненависть, ты всего опасаешься» - Аргументы Недели

//Интервью 13+

Актриса Серафима Огарёва: «Если вокруг царит ненависть, ты всего опасаешься»

20 сентября 2022, 15:10 [«Аргументы Недели», Александр Малюгин ]

Фото: личный архив

Серафима Огарёва родилась в Краснодарском крае. Окончила ГИТИС. Служит в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Капитаны», «Пятая группа крови», «Прощание», «Слепой расчёт», «Доктор Преображенский», «Тест на беременность» и др.


- Серафима, вы играете в театре «Мастерская Петра Фоменко». Как вам сейчас без Петра Наумовича?

- Мне кажется, Петр Наумович много лет готовил театр к жизни без него, везде пытался подложить подушечки, и благодаря этому мы хорошо живем, дружно. Хотя его, безусловно, не хватает. Мы все часто размышляем, а как бы Петр Наумович отреагировал в этой ситуации, а что бы сказал о том, что происходит, что бы сделал, о чём предложил бы задуматься. Ну и, конечно, Пётр Наумович умел раскрывать актрис. Наверное, у нас всё-таки «женский» театр, к женщине здесь особое отношение. Работают блестящие Полина Агуреева, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы, Мадлен Джабраилова. Когда я начала работать в труппе, у меня мгновенно выросли крылья. Не знаю, как Петр Наумович это делал, у него отличная от других система педагогики, где ты ничего не боишься, где существует атмосфера любви. Мне кажется, только в любви человек может раскрыться.



- А в ненависти нет?

- В моём опыте - нет. Наоборот, если вокруг царит ненависть, ты всего опасаешься. А в любви ты даже не делаешь усилий, ты просто цветёшь… С Петром Наумовичем было легче, потому что в любом разногласии можно было спросить мнение авторитетного для всех человека. А сейчас такого абсолютного критерия нет. Нужно самим разбираться, самим договариваться. Это сложнее, но это такая взрослая жизнь.

- Вы снялись в нескольких исторических картинах. Вам нравится погружаться в другую эпоху, познавать тамошние нравы, манеры, носить длинные платья с кринолином?

- Я, как ребёнок, люблю в кино всё, что с моей личной реальностью не совпадает. Я снималась в исторической картине «Пятая группа крови», а скоро выйдет фильм «Декабрь» - про последние дни Сергея Есенина, где я играю первую гражданскую жену великого поэта Анну. Было радостно работать с режиссёром Климом Шипенко. На съёмках выстроили безумно красивые декорации.

- Вы играли в паре с Александром Петровым, который исполнил роль Есенина. Вы уже были с ним знакомы до съёмок?

- Да, с Сашей мы знакомы с института, он учился на курс младше меня в ГИТИСе, на режиссёрском факультете. Люди с «режфака» ГИТИСа всегда друг для друга «одной крови». На съёмках «Декабря» мне было с ним легко. Оказывается, Саша каждую свою сцену переписывает на листочек. Он очень кропотливый актёр, бережно относится к профессии.



Вообще, в фильме «Декабрь», я так понимаю, режиссёр не ставил задачи с точностью воссоздать то время, мы всё равно не сможем узнать о том, как было на самом деле. У меня с этой картиной связана смешная история. Я чувствовала большую ответственность и очень скрупулёзно готовилась. Переписала свою роль на листочек, разбирала тщательно все предлагаемые обстоятельства, события. Всё по школе. Задолго до съемок знала всё наизусть.

У меня была ночная смена, в 12 ночи я выезжала в Питер. Готовая, отличница. И тут получаю сообщение на телефон – «поправки режиссёра по вашей сцене». Открываю их – сцена переписана полностью! То есть, абсолютно – задачи, диалоги, мои слова. Когда складывается фильм, режиссёр, видимо, постепенно постигает своих героев, и сцены разворачиваются по-другому. Я посмеялась – прежде всего, над собой, над своей ответственностью. Сколько бы ты ни старалась, всё может быть совсем не так, как ожидаешь… Главная черта моей героини Анны – исключительная преданность Есенину. Это удивительное качество женщин – они готовы быть всегда преданы гению. Анна -  первая любовь Сергея Есенина, с которой он познакомился ещё до того, как стал популярным поэтом. Она была таким надежным другом всю его жизнь.



- Чему вы специально обучались для той или иной роли? Например, в «Тесте на беременность» вы играете акушера-гинеколога. Присутствовали на настоящих родах?

- Нет, на реальных не была. Но вот как раз на днях снимали роды, и консультант нам подробно рассказывала, что и в какой момент происходит, какие задачи выполняет врач в каждый момент. Ещё мне очень нравилось делать кесарево сечение.

- О, как! Почему?

- Ты как раз приобретаешь настоящие навыки - на муляже зашиваешь «плоть», учишься делать швы. Очень интересно. Актёр – это ребёнок. Вот для детей, я слышала, где-то построили некий Центр, где ты можешь попробовать все профессии. Так и мне подобные занятия нравятся, вызывают восторг.



- Прощу прощения за интимный вопрос, у вас пока детей нет?

- Нет.

- А вот, снимаясь в такой картине, у вас какое возникло отношение к «перспективе деторождения»: стали бояться, или наоборот – полное спокойствие и понимание процесса?

- Нет, у меня нет боязни родов. И сериал «Тест на беременность» никак не поменял этого ощущения. Хотя драматических сцен там много. Я даже всем знакомым женщинам, кто беременный, всегда говорю – скоро выйдет очередной сезон, не смотри, тебе нельзя!



- Кстати, а как вы относитесь к движению «Чайлдфри» - его участники принципиально не хотят рожать детей, утверждая, что нет смысла рожать детей в жестокий мир. Осуждаете такие идеи, или, может, согласны с ними?

- Если человек хочет так жить, это его право. Я за право, за личный выбор, как строить свою жизнь. Но и логику того, что зачем рожать детей в страшный мир, я тоже понимаю. В таком отказе от деторождения есть трезвый смысл, если смотреть на это без Бога. Рожать человека, обрекая его на страдания, действительно абсолютный абсурд. Потому что твой ребёнок будет точно страдать, ему будет плохо. И он точно умрёт. В этом смысле я «Чайлдфри» понимаю. Но я верующий человек и в моих координатах дитя – органичное продолжение семьи, заложенное природой. Человеку необходимо любить человека, а ребёнок – это плод любви, это дар. Я так смотрю на семью и материнство.



- С кем из маститых актёров вы играли на сцене или снимались в кино? Чем они вас поразили, чему научили?

- В первом моём спектакле у Фоменко «Носорог» играли «основоположники», как мы их называем: Кирилл Пирогов, Галина Тюнина, Андрей Казаков. Настоящая большая роль с маститыми артистами. Я очень волновалась, помню это ощущение и никогда его не забуду. Но когда вышла на сцену, почувствовала облегчение. Оказалось, что с этими артистами мне ничего не надо делать. Они сами тебя держат и несут. И тебе с ними не страшно. Обычно, играя со своими сверстниками, испытываешь определённое напряжение, часто нужно «тянуть» спектакль. А в «Носороге» я поняла: мне можно себя отпустить – и лететь. И это ощущение у меня было всегда, когда я выходила с этими людьми на сцену. У них есть какой-то особый секрет. Наверное, настроенность не на себя, а на другого человека. Вот тем они меня и поразили, вот такой урок.



- Как вы относитесь к такому жанру, как русские мелодрамы?

- Когда здоровый человек смотрит «сериал сериалыч», он понимает, что нельзя так играть артисту, это просто смешно. Сплошные штампы. И вот, снимаясь в одном таком сериале, я попыталась внести какие-то свои предложения, изменения по роли – потому что так, как написано, играть было невозможно. Но меня попросили играть именно так, как принято, как все.

- Почему?

- Мне кажется, создателям подобных сериалов важно не потерять свою аудиторию. Если они снимут что-то непривычное, они точно потеряют часть зрителей. А они настроены именно на этих зрителей, которые привыкли смотреть именно такое кино. И продюсерам такой сериальной продукции не нужно никаких перемен.



- То есть, вы являетесь заложниками вкусов зрителей, которые им, в свою очередь, навязали сами продюсеры? Парадокс!

- Да, но такой продукции становится всё меньше, мне кажется. Сейчас много интересного контента снимается для платформ. На них – большие надежды.

- Сами мелодрамы смотрите?

- Нет, мне нравятся драмы-детективы. Есть такой сериал «Оставленные» - великолепный, такой мрачнушный. Меня тянет на мрачненькое и грустное.



- Хотели бы сняться в каком-нибудь ужастике?

- Да, здорово было бы! Кухня ужастика мне очень интересна, как любой новый не бытовой опыт. Как это создаётся, благодаря чему возникает страх? Я и сама люблю смотреть ужастики, но не жёсткую расчленёнку, а так, чтобы меня по-хорошему напугали. Бывают красивые, поэтичные ужастики.

- А какие у вас в жизни есть страхи?

- Я – очень городской человек, и всегда романтично мечтаю пойти в какой-нибудь поход. Но как представлю, что там насекомые, пауки, змеи – меня в дрожь бросает! Опасаюсь ос. Встреча с тараканом для меня равносильна просмотру ужастика. Не уверена, что смогу спрыгнуть с парашютом, если потребуется для работы.


- Какое у вас было самое экзотическое путешествие?

- В Японии было интересно. Я до института немного занималась модельным бизнесом и оказалась по работе в этой стране. Японцы поразили. У них совершенно другое мышление. Маленький пример. Я иду по дороге, где ремонтируют совсем небольшой кусочек тротуара. Рядом с этим местом – стрелочка, типа, здесь обход. Я и сама вижу, что надо обойти, но они как бы ещё подсказывают. Но мало того, там стоит человек, который всем говорит – извините за неудобство, спасибо вам большое, проходите, пожалуйста. Каждому человеку говорит, понимаете? Это какой-то другой мир. Я бы снова хотела полететь в Японию.

- Зачем?

- Чтобы посмотреть, как они устроились там без меня, спустя 15 лет.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте