Как только не называли дату 7 ноября – Днём Великой Октябрьской социалистической революции (в СССР), Днём непримиримости (в белоэмигрантской среде), Днём согласия и примирения (в постсоветской России с 1996 по 2004 год). Уже второй десяток лет эта дата не имеет в нашей стране никакого официального статуса – и всё равно остаётся громким информационным поводом. Не станем избегать повода и мы. Гость «АН» – доктор исторических наук Владимир ЛАВРОВ, автор книг «Ленин. Отрекаясь от грехов прошлого», «Крестьянский парламент России» и многих других. Человек, потребовавший от Российского государства дать правовую оценку экстремистским высказываниям Владимира Ульянова-Ленина.
– Давайте-ка с места в карьер, без предисловий. Процитируйте что-нибудь экстремистское из Ильича.
– Пожалуйста. Из полного собрания сочинений, изданного в СССР. Написано в 1905 году (в ходе Первой русской революции. – Прим. «АН»): «О бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Пусть тотчас же организуются отряды… Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие – нападение на банк для конфискации средств… Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых…»
– Хотя бы!
– «Даже и без оружия отряды могут сыграть серьёзнейшую роль… забираясь на верх домов, в верхние этажи и т.д. и осыпая войско камнями, обливая кипятком… Не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры…»
– Если сегодня заявить подобное, призвать к избиениям и убийствам силовиков и провластных политиков, то…
– То соответствующие органы под утро взломают дверь. Однако в ответ на моё заявление в Следственный комитет, где я попросил проверить эти и многие другие высказывания Ленина на предмет экстремизма, последовала отписка – ни да ни нет. Не сказано ни о наличии экстремизма, ни об отсутствии. Сказано лишь, что проверка не может быть проведена.
– Почему не может?
– В отписке это не объяснено. Но нетрудно понять почему. Ленин по-прежнему на Красной площади, и преступления его покрываются. По той же причине до сих пор недоступны для исследования и опубликования многие советские документы. Столько говорят, что недопустимо фальсифицировать историю, – и в то же время оставляют огромные тёмные пятна. Как так? Да и не одного только Ленина это касается, других большевиков тоже продолжают возвеличивать. Если у нас в стране памятники Дзержинскому, применявшему пытки (памятники ему присутствуют, например, в Дзержинске, в Волгограде, в Гусь-Хрустальном, в Кисловодске, а в 2017 году «Железного Феликса» установили в Кирове. – Прим. «АН»), то что же мы удивляемся, когда в наши дни в системе ФСИН есть «сотрудники», которые пытают людей?
Культивирование большевизма воспитывает новые поколения экстремистов, жаждущих и готовых спровоцировать кровопролитие. Это тем более опасно в связи с той поддержкой, которую всё больше оказывают коммунистам либералы-западники. Проект Навального «Умное голосование» на прошедших думских выборах вылился главным образом именно в поддержку коммунистов (61% кандидатов-одномандатников, публично поддержанных навальнистами, баллотировались от КПРФ. – Прим. «АН»). Либералы и коммунисты выходят на общие демонстрации. Колонны разные, но демонстрации – общие.
– Забавно, когда на таких митингах либералы кричат «Долой власть чекистов!», а коммунисты повторяют. Для нас эта спайка пока удивительна, но для Запада уже привычна. Слова «левый» и «либерал» там стали синонимами. В США Ленин является одним из символов для тех радикалов, кто борется за дискриминацию большинства в интересах меньшинств.
– Или взять либерально-западнические СМИ. Я сам выступаю на «Эхе Москвы» и благодарен ему за возможность высказываться без какой-либо цензуры, но ярый сталинист Проханов частый гость этой радиостанции! Ещё они регулярно дают слово Удальцову – типичному уличному молодчику, которого коммунисты держат возле себя (возглавляемый С. Удальцовым «Левый фронт» с 2017 года является союзником КПРФ. – Прим. «АН»), держат именно на случай уличной борьбы, схваток с полицией. Либералы не понимают, что творят. Причём наступают они на те же грабли, что и в начале XX века. Кто поддерживал террористку-эсерку Марию Спиридонову и создал ей имя? Партия конституционных демократов. Кто послал почётный караул на Финляндский вокзал встречать Ленина в апреле 1917 года? Временное правительство (преимущественно либеральное. – Прим. «АН») с князем Львовым во главе.
– Подбросьте угля в топку нашего разговора – процитируйте ещё что-нибудь экстремистское из Ленина.
– Тоже из опубликованного в СССР. Об интеллигенции: «С ними надо расправляться… В одном месте посадят в тюрьму… В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами… В четвёртом – расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…» Это из работы «Как организовать соревнование?». Если кто-то думает, будто соцсоревнование заключалось только в том, чтобы брёвна на субботниках таскать, – так нет. Оно ещё заключалось в том, чтобы сажать людей в тюрьму или расстреливать на месте по социальному признаку.
– В значительной мере истребив и выдавив из страны дореволюционную интеллигенцию, Советское государство создало собственную. Вы тоже советский интеллигент. В 1974 году поступили в МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ), получили хорошее образование, затем начали научную карьеру – не испытываете благодарность в адрес того государства?
– Как раз в институте-то я и не получил хорошего образования. В СССР качественно преподавали физику, математику, но никак не историю Отечества. Вместо исторической науки нам вдалбливали пропаганду, враньё, фальсификации. На нашем истфаке было лишь несколько достойных преподавателей, да и тех со временем выперли. Так что образование я получал сам – в библиотеках, в архивах. Если на первом-втором курсах я находился под сильным влиянием марксизма-ленинизма и даже держал на своём столе портрет Ленина, то дальше… Изучение документов вызвало во мне внутреннюю трагедию. Она меня раздирала. Я видел: в действительности всё происходило не так, как нам говорят. И были вокруг лишь два-три студента и пара преподавателей, с кем я мог обсудить это, про кого точно знал: они не донесут (в брежневские годы доносительство было распространено как у студентов, так и у преподавателей). Переосмысление далось мне непросто, но я нашёл в себе силы признать, что заблуждался. Как говорил Достоевский, аморально не менять взглядов. Топтание на месте – это деградация.
– Именно перемена взглядов и произошла со многими людьми в 1990-е, когда вопреки ожиданиям капитализм оказался не слаще социализма. Но в вашем случае, видимо, не произошла.
– Чтобы кормить семью, я вкалывал, преподавал с 8:30 до 21:00. Слава богу, здоровье и возраст позволяли. Будь я тогда в нынешнем возрасте, это стало бы нерешаемой проблемой. Так что прекрасно понимаю людей, о которых вы сказали.
– Да и сегодня КПРФ предстаёт главной альтернативой тому вопиющему экономическому неравенству в России, которого нет нигде в цивилизованном мире.
– К сожалению, да. К сожалению, предстаёт главной альтернативой. Не решая социально-экономических проблем, правительство делает возможным красный рецидив. Если коммунисты продолжают носить цветы Ленину и Сталину и не отреклись от ленинско-сталинских бесчинств – с чего бы нам думать, что они не воспроизведут их, придя к власти?
– Будьте добры, ещё пару жареных цитат, как говорится, «в студию!»
– Выше я цитировал то, что опубликовано в советском Полном собрании сочинений Ленина. А вот, например, из письма Ленина членам политбюро от 19 марта 1922 года, которое ЦК КПСС обнародовало только в 1990 году: «Если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут… Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
– Всё это, конечно, экстремизм, да и просто человеконенавистничество. Но вот ведь какое дело: если сочинения Ленина признать экстремистскими, то станет нельзя их цитировать – значит, вы не сможете столь же эффективно доносить до людей, кем и чем был Ленин. Ужесточившийся в России запрет на пропаганду нацизма привёл к тому, что многие авторы перестали разоблачать нацизм, а то вдруг ретивый сотрудник органов перетолкует их слова. Получается, что, признавая какую-то идеологию экстремистской, её освобождают от критики.
– Разумеется, я не выступаю за то, чтобы сочинения Ленина запретили (будет достаточно соответствующего штампа на публикациях). Я говорю о том, что большевизму должна быть дана оценка на государственном уровне. Президент Путин не раз объективно высказывался о Ленине, но государство как будто не слышит его.
А проведённая вами аналогия с нацизмом, кстати, очень уместна. Если Гитлер проповедовал национальный расизм и геноцид, то Ленин со Сталиным проповедовали социальный расизм и геноцид. В обоих случаях – миллионы ни в чём не виновных жертв, преступления против человечества, не имеющие срока давности. Причём Гитлер уничтожал в основном не немцев, а Ленин и Сталин нанесли главный удар именно по государствообразующему народу. Таким образом, социальный расизм коммунистов означал ещё и антирусский расизм. От этого удара русские до сих пор не оправились – взгляните на наши деревни, да и не только. Если не придём в себя, то наше место займут другие и Россия перестанет существовать.