Елена Ташаева окончила с отличием Театральный институт им. Щукина. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Знаки любви», «Дом на набережной», «Заговор», «Иное», «Любовь на районе», «Из жизни капитана Черняева», «Одна семья», «Доктор Тырса», «Фантом», «Тайный город» и др.
- Елена, вы служите в Московском Театре Сатиры. Какие у вас отношения с худруком театра, замечательным актёром Александром Анатольевичем Ширвиндтом?
- После того, как я сыграла его мать, он для меня - сын. (Смеётся). Это было в спектакле «Где мы?». Я играю молодую мать героя Ширвиндта, которая приходит к нему во сне. После этого спектакля Александр Анатольевич стал мне ещё роднее. Он всегда был для меня кем-то родным, потому, что очень похож на моего папу.
- Мамой Ширвиндт называет вас иногда?
- Нет. Но эта работа что-то привнесла в наши негласные отношения.
- Перед каким спектаклем вы особенно волнуетесь?
- Наверное, это всё тот же «Где мы?». Там у меня небольшая роль, один монолог. Я очень люблю этот текст, который написал Родион Овчинников, режиссёр спектакля. Текст и про смерть, и про то, что за смертью. Но в целом он позитивный, он о вечности, о том, что жизнь продолжается, и смерти нет…
- А вы сами верите, что смерти нет?
- Я думаю, что что-то продолжается. В бестелесном виде. Я придерживаюсь того, что мы проживаем разные жизни. Душа – вечна. В это я верю.
- Вы не буддист?
- Нет. Я православная, крещёная. Но я не причисляю себя к какому-то религиозному движению. Скорее я верю в единого Бога, в любовь.
- В храмы не ходите?
- Нет, почему же, иногда даже тянет. Я захожу, постою. Дети у меня крещёные.
- Как прошёл ваш дебют в кино в картине «Знаки любви»?
- Хорошо прошёл. Мы прекрасно взаимодействовали с Владимиром Владимировичем…
- Это с каким Владимиром Владимировичем?
- С Мирзоевым! С тем я ещё не пересекалась… Так вот, всё было интересно и необычно, очень волнительно. Я помню, что меня похвалили. И я воодушевилась. Хотя мне казалось, что я сыграла как-то коряво и неправильно. Но на первый раз – нормально!
- С кем из маститых актёров старой школы вы снимались в кино? Чем они вас поразили, чему научили?
- Сразу приходит в голову незабываемый и обожаемый мной Алексей Петренко. Мы с ним сидели рядом в кадре – у меня был эпизод, у него большая роль, в картине «Дом на набережной». Алексей Васильевич мне что-то говорил, я ему отвечала. До этого я наблюдала, как он готовится к съёмкам, к роли. Он свой текст переписал в блокнотик, и по нему повторял. В отличие от молодых актёров, Петренко репетировал сцены. Очень трогательный человек. Я так и не решилась подойти к нему со своими дифирамбами, но то, что я просто посидела с ним в кадре, увидела, как Алексей Васильевич готовится, многое мне дало.
- «Дом на набережной» снят по мотивам прозы Юрия Трифонова – выдающегося писателя, которого сейчас молодёжь практически не читает. А вы прочли что-нибудь из его произведений?
- Я всё тогда читала, потому что вначале пробовалась на главную женскую роль. Меня не утвердили, дали сняться в эпизоде. Сейчас я, конечно, не вспомню все перипетии романа «Дом на набережной», но помню, что речь шла о сталинских репрессиях.
- А кто из писателей вам близок – из западных и наших?
- Из наших мне интересен Виктор Пелевин, было бы здорово поработать в кино по его произведениям. И просто с ним пообщаться.
- Он ни с кем, похоже, не общается…
- Ну, это неправда – с кем-то он всё-таки общается!.. Из зарубежных мне нравится Джон Фаулз и конкретно его роман «Волхв». Он произвёл на меня неизгладимое впечатление.
- Вы какие книги читаете – бумажные или электронные?
- Мне нравится читать бумажные книги, но из-за удобства читаю чаще электронные. Потому что их можно читать в темноте, можно быстро скачать то, что нужно. Специально я не гонюсь за бумагой, но если будет выбор, я лучше возьму бумажную книгу. Потому что от электронных носителей у меня уже устают глаза.
- Насколько вы погружены в интернет? Есть ли у вас инстаграм, сколько подписчиков?
- Сколько у меня подписчиков я, честно говоря, не знаю. Я завела инстаграм, но это всё такое надуманное, мне сложно переступать через себя. Это мне не близко. Я понимаю, что в современном мире необходимо себя как-то пиарить, предлагать, но я не умею этого делать. Я иногда выкладываю в инстаграме свои фото, что-то высокохудожественное, что делают мои знакомые фотографы. Но и только.
- Вы вообще за живое общение, или вам предпочтительнее общаться в соцсетях?
- Конечно, я за живое общение. Особенно в последнее время, с этой самоизоляцией, с этим шквалом онлайн-жизни, который поверг меня в ужас. Мне приятнее человеку в глаза смотреть, чем в телефон.
- В фильме «Заговор» про убийство Распутина вы сыграли певицу Сандру Беллинг. Чем она была вам интересна?
- Это исторический персонаж, она была превосходной певицей. Когда надо было, я делала вид, что пела, а на самом деле звучал голос, на секундочку, Марии Каллас. Я получила большое удовольствие, играя Сандру Беллинг. Я была молода, и мне всё было интересно, что касалось работы. И партнёр у меня был прекрасный – Иван Охлобыстин, который исполнял роль Григория Распутина. Кстати, именно Иван, будучи тогда ещё священнослужителем, крестил меня.
- Неужели?
- Да, на съёмках мы познакомились, и я попросила его об этом. Крестил меня Иван в церкви Святой Софии, он там как раз служил. К сожалению, мы потом с ним ни разу не виделись, только приветы передавали друг другу через общих знакомых.
- Вы любите исторические роли, носить всякие старинные платья, шляпки?
- Да, я вообще больше из прошлого, чем из настоящего. Я люблю смотреть исторические костюмированные сериалы. И, конечно, мне интересны исторические роли. У меня было не так много такой работы. Но это неважно, я могу что-то посмотреть и просто попредставлять.
- А в каком времени вы хотели бы пожить?
- Когда-то я хотела пожить в начале XX века. Сейчас не уверена в этом, меня уже не очень привлекает эта революционная эпоха, Серебряный век. Мне это не так интересно, как прежде. Всякий декаданс, надломы меня мало волнуют… Скорее, я бы сейчас хотела пожить во времена Пушкина. Люблю я Александра Сергеевича, очень он позитивный товарищ был!
- Какая роль была для вас самой сложной физически – в кино или в театре?
- В театре у меня был спектакль «Двенадцатая ночь». Там физически я работала на износ. У меня была главная роль, и я в ней себя очень активно проявляла.
- Вы сыграли в мистическом сериале «Иное». Сами верите в какие-нибудь потусторонние силы, в прорицания, предсказания?
- Я верю в то, что есть всякие иные миры. Но, наверное, притягивать к себе это не стоит. Верю ли я в какие-то предсказания? Если это говорит человек, внутренний мир которого я не разделяю, наверное, для меня это не будет важно. Если в роли прорицателя выступит тот же Виктор Пелевин, ему я, скорее всего, поверю.
- Вы сыграли главную роль в сериале «Любовь на районе». А была ли у вас самой в подростковом возрасте такая любовь?
- Вообще я из Лобни, и у нас все ребята были такие дворовые. Не могу сказать, что я постоянно с ними тусовалась, но была девочкой активной. Не всё мне в себе нравилось. Но любовь у меня, конечно, была. Как у всех в подростковом возрасте.
- Чему вы специально обучались для той или иной роли?
- Для роли Сандры Беллинг в «Заговоре» я пыталась познать азы акцента итальянского языка, потому что она итальянка. На тот момент моя сестра уже жила в Италии, и я немного консультировалась с ней. Но реально мне помог один переводчик, он мне подсказал, как это всё может звучать.
- К сестре в Италию часто ездите?
- Часто, до недавнего времени. Мне нравится Италия, отдельными фрагментами. Я люблю Венецию. Рим мне понравился меньше, он похож на Москву.
- Да? Чем же?
- Большой город, который имеет множество разных граней. Венеция мне была ближе.
- А вы могли бы жить в Венеции?
- Нет, там эти постоянные подтопления, сыро. Я бы хотела иметь дом на побережье.
- Какое у вас было самое запоминающееся путешествие?
- Я ездила в автобусный тур по Европе. Я была после первого курса, и мне было всё жутко интересно. Мы за неделю посетили много разных городов. Больше всего запомнился Париж, потому что там стояла сорокаградусная жара. Нас водил по Парижу русскоговорящий гид, и у него сзади были порваны белые штаны – для вентиляции. Он ходил под зонтиком и много любопытного нам рассказывал.
- Шоппинг был в Париже? Вы вообще гоняетесь за брендами, или вам важно, чтобы вещь просто понравилась?
- К брендам я отношусь спокойно. Люблю секонд-хэнды. Я всегда была ближе к панкам. И фриков я люблю! Недавно смотрела фотографии Олега Каравайчука, композитора. Он реальный фрик! Он ходил в каких-то красных свитерах. Я люблю людей, которые не похожи ни на кого.
- А сами носите что-то фриковое?
- Раньше носила, сейчас я стала спокойнее. Но люблю выражать себя через одежду. Просто это не столь экстравагантно сейчас, но мне это близко. У меня были сумасшедшие наряды. Я привозила много со съёмок, как-то забрала целую коллекцию экстравагантных платьев ярко-оранжевых, например, цветов, но они так у меня и пролежали без движения. А потом я многое отдала подругам и знакомым. Но сейчас тоже стараюсь удивлять людей неким неожиданным сочетанием цветов. Вообще всё зависит от настроения.