Есть интервью, которые журналист помнит всегда! Просматривая недавно свои интервью с «героями» (я так называю) обнаружила интервью с великим Юрием Мефодьевичем Соломиным… И как-то стало на душе светло. Просто светло от того, что мне повезло соприкоснуться с Легендой.
В начале этого года старейший Малый театр Москвы представил своим поклонникам главную премьеру сезона. Гоголевскую «Женитьбу» поставил художественный руководитель и народный артист СССР Юрий Соломин. Да, именно, тот самый красавец офицер Павел Кольцов из «Адъютанта его превосходительства» или трактирщик Эмиль из «Обыкновенного чуда», или же врач Борис Градов из киноромана «Московская сага». Прекрасные картины, замечательная игра актера! Хотя, для Юрия Мефодьевича съемки в кино никогда не были важнее работы в театре. Да и сам Соломин признается, что болен сценой всю жизнь и не хотел бы вылечиться от этого недуга. Сохраняя импозантность, Юрий Мефодьевич до сих пор смущается, когда его хвалят за роли. Он все чаще вспоминает прожитые годы и людей, с которыми ему пришлось работать. Говорит, что не верит в знаки судьбы, а самым дорогим подарком считает внимание и слезы зрителей…
- Юрий Мефодьевич, если не ошибаюсь, то вы почти шестьдесят лет имеете непосредственное отношение к Малому театру. Как зародилась такая любовь, привязанность?
- Я был ребенком войны. Жил в Чите. Но война войной, а дети же должны были учиться, развиваться. В нашем городе существовали разные кружки: танцевальный, шахматный, драматический. Я решил, что мне интересно будет заниматься «актерством». И причина была – спектакль «Снежная королева». Это был первый спектакль, который я увидел. Просто был ошеломлен постановкой! Представьте себе: по сцене бегают разбойники, потом спускаются в зрительный зал с песнями, криками и с… собаками! Да, с дрессированными собаками! Зрелище необыкновенное! Я не мог оторвать глаз и мечтал, что наступит время и я обязательно окажусь на сцене! Вот так и попал в драматический кружок. А один раз я с друзьями сбежал с уроков и отправился в кино. Шел фильм «Малый театр и его мастера». Это был документальный фильм к юбилею Малого театра. И тогда я увидел Ильинского, Пашенную, Жарова, Царева, Яблочкину… И меня совершенно потрясло такое количество знаменитых актеров в одном театре… И в тот момент решил для себя: «Я буду на одной сцене с этими актерами!» Именно, все точно и конкретно! И запомнил, что есть театральный ВУЗ при Малом театре, Неглинная, дом 6. А когда закончил школу, то почтой отправил свои документы и отправился в Москву… поступать! В поездке меня сопровождал отец.
- А почему вы поехали с папой? Было страшно одному?
- Да, было где-то страшно. Я из небольшого провинциального города, ехать до Москвы неделю на поезде... Да и столица как-то пугала. Вот отец и решил поехать со мной. Приехали. Ночевать было негде. Приют нашли за пределами Москвы, у знакомых. Но для меня было главное – экзамены в институт. Помню, а это был 1953 год, конкурс на актерское отделение был просто сумасшедшим! Очень сложно было пройти отбор. Но помог мне случай: моего отца обокрали! Он сидел в сквере Большого театра и… не заметил, как остался без паспорта и денег! Что делать? Конечно, возвращаться каким-то образом домой! В милиции ему выдали справку вместо паспорта, занял у знакомых денег и говорит мне: «Сынок, я понимаю, что у тебя еще идут экзамены, но мы не можем больше оставаться в Москве… Подойди к педагогу, которая набирает группу и объясни ситуацию. Если она тебя сразу возьмет – хорошо, а если нет – едем домой!» А группу набирала Вера Николаевна Пашенная… Я и пошел к ней, объяснил ситуацию и… меня оставили. Вот такой случай изменил мою жизнь.
- Юрий Мифодьевич, это правда, что вы с супругой познакомились в институте? И до сих пор вместе!
- Да, во время учебы познакомился. Да, уже шестьдесят лет вместе.
- А вы помните тот момент, когда впервые увидели свою будущую жену?
- Да, мы учились с Ольгой (супруга Ю.С.-пр.авт.) на одном курсе. Когда ее увидел, то удивился ее толстенной косе… Но с этой косой вышел забавный случай: Ольга прилепила себе ее, но говорила всем, что у нее исключительно свои волосы… Закончилось все печально – коса просто отвалилась! Было весело. И я предложил сесть Ольге со мной за парту. А уже потом стал присматриваться к ней… И в один счастливый момент подумал: «Эта девушка будет моей женой!» Все так и произошло.
- Юрий Мефодьевич, Вы играли на сцене с мэтрами театрального искусства! С легендами! Яблочкина, Царев, Гоголева… Расскажите о них, пожалуйста.
- Да, это были легендарные актеры. И я счастлив, что мне довелось поработать с ними на одной сцене. Эти, как вы говорите, мэтры уходили один за одним на моих глазах…
Что касается Елены Гоголевой, то она славилась строптивым характером. Но на меня ее характер не распространялся. Мне повезло, что я играл ее сына в спектакле «Пучина», и отношения у нас сложились добрые. Меня поражало то, что она всегда выходила на поклон после меня! И это великая Гоголева! Сколько бы раз я этому не сопротивлялся, но она всегда неизменно говорила: «Нет, нет, я – после Вас!» Уважительное отношение к партнеру! Старая школа!
А вот с другим мэтром нашего театра Борисом Бабочкиным (Знаменитый Чапаев-пр.авт.), у меня не сложились отношения. Он меня как-то раскритиковал за роль в спектакле. Да так разошелся, что стал очень эмоционально и долго уделять моей персоне внимания… Даже коллеги удивились этому. Конечно, мне было неприятно и я обиделся. Даже тогда, когда Бабочкин решил поставить спектакль «Гроза» Островского и пригласить меня на главную роль, то я отказался! Да, был обижен на его критику! Слава Богу, что за несколько недель до его смерти я с ним помирился. Встретились случайно на Московском кинофестивале, где мне вручили награду за фильм «Дерсу Узала», он поздравил меня. И в какой-то момент я понял, что обижаться на критику старших коллег глупо. Мы долго разговаривали, а через несколько дней у него остановилось сердце.
- Юрий Мефодьевич, не могу не спросить о фильме «Адъютант его превосходительства». Вы покорили сердца сотни женщин. Как вы попали в эту картину?
- Прекрасный случай! Режиссер фильма Евгений Ташков утвердил меня на маленькую роль офицера штаба. А потом предложил мне попробовать себя в главной роли. Он сказал, что видит только меня в этой роли! Но художественный совет был против! Режиссеру говорили, что мое лицо не вписывается в образ героя – коммуниста. Шесть раз ему отказывали, то потом согласились. Как он комиссию уговорил – не знаю! Но я благодарен этому фильму. Да, он мне принес популярность и некоторые возможности… Мог достать дефицит для маленькой дочки: элементарное молоко и продукты для детей. Дефицит был страшный.
- А как же так случилось, что вы перестали сниматься в кино?
- Я уже не молод… Да и в театре забот хватает! Силы не хочу расходовать. Я же выхожу на сцену, ставлю спектакли. Для меня театр – жизнь моя. Слезы и благодарность зрителей – высочайшая награда! А кино… Думаю, что оно осталось в прошлом. Да и редки сейчас хорошие сценарии, картины. Иногда пытаюсь смотреть некоторые сериалы и… путаюсь в них… Вижу одних и тех же артистов, в одной и той же одежде, которые кочуют из одной картины в другую… Ну куда это годится?
- Юрий Мефодьевич, а как Вы согласились стать художественным руководителем театра? Огромная нагрузка!
- Все произошло давно и вдруг! Меня постоянно выбирали кем-нибудь в художественный совет – может, чувствовали, что я человек серьезный. А в 1988 году, Владимир Андреев, ушел с поста художественного руководителя, и коллектив проголосовал за меня. Так что я первый выбранный, а не назначенный руководитель Малого театра.
- Сложно руководить таким творческим коллективом?
- Иногда бывает… Но у нас слаженный коллектив. Артисты меня не боятся (улыбается). Да, я человек заводной, очень эмоциональный, могу и накричать. Но быстро отхожу и зла не помню. Буду здороваться с человеком, даже если он мне нехорошее сделал. Нужно уметь прощать.
- А сложно научиться прощать?
- А это зависит от людей. Но жить и помнить зло – себя разрушать. Да и жизнь прекрасна, чтобы тратить на злобу время.
- Благодарю.