16 ноября нашему национальному виду спорта – самообороне без оружия – исполняется 81 год. Самое время подводить итоги и ставить новые задачи. Президент Всероссийской федерации самбо Сергей Елисеев рассказал «Аргументам недели», когда отечественный вид спорта появится в программе Олимпийских игр и есть ли конкуренты у российских самбистов.
– Самбо отмечает день рождения 16 ноября. Можно сказать, фактически закрывается год. Скажите, чем он вам запомнился?
– Крупными мероприятиями. После того, как отметили юбилей самбо, пришло распоряжение президента о развитии нашего отечественного вида спорта. Создали специальный оргкомитет под руководством вице-премьера РФ Ольги Голодец. Хочу сказать, что он дал хороший импульс в продвижении самбо. Регионы стали по-другому к этому относиться, потому что есть поручение от правительства.
Вообще, я бы назвал этот год – годом становления. Можно сказать, мы подвели черту и начали всё сначала. Если говорить о цифрах, то за 2018 количество занимающихся самбо увеличилось на 26 тысяч человек. В «Самбо в школу» участвует около 15 тысяч учащихся. Всероссийская федерация самбо с бизнес-партнёрами выделила более 100 борцовских ковров участникам этого проекта, а также 4500 единиц спортивной экипировки и методической литературы.
Международная федерация самбо получила временное признание Международного олимпийского комитета (МОК). Теперь стоит задача – получить постоянное, и 2019 начался с того, что мы стали активно продвигать наш вид спорта, прорабатывать программу. У нас есть три года, чтобы доказать, самбо – достойный член олимпийской семьи. В этом году мы были на всех конгрессах и соревнованиях МОК. Одно из самых ярких – II Европейские игры, которые прошли в Минске. Наша сборная показала отличный результат.
Кроме того, прошел чемпионат мира по самбо, где наши ребята феерически выступили. Забрали 20 золотых медалей! Такого не ожидал никто. Даже мы сами. Видимо, все звезды сошлись. Режим, перелёты, разница часовых поясов не помешали нашим спортсменам.
Ещё в Польше состоялась 48-я Генеральная ассамблея Европейских комитетов (ЕОК). Там встретились с президентом МОК Томасом Бахом и президентом ЕОК Янезом Кочиянчичем. Мы выступили с инициативой продвигать самбо от Европы. В Азии полно единоборств, а на Западе нет ничего. Эта идея их заинтересовала, ведь наш вид спорта хорошо там развивается.
Много провели форумов, подписали соглашений с губернаторами регионов. Отмечу Новосибирск. Его можно поставить в пример того, как надо относиться к отечественному виду спорта. Все проекты, которые есть по самбо, регион активно берёт и реализует у себя. Их губернатор сам заинтересован в этом вопросе. Недавно в городе построили Сибирскую академию самбо. Там есть и тренажерные залы, и тренировочные. Каждый житель Новосибирска знает, где можно научиться основам самозащиты, проконсультироваться. Более того, в регионе увеличили финансирование. В результате там появился чемпион мира по боевому самбо. А прошло всего два года!
– Какие регионы ещё можете выделить?
– Если брать «Самбо в школу», то Краснодарский край в нём лидирует. Губернатор Вениамин Кондратьев активно участвует в процессе, проводит совещания раз в месяц. Он в сентябре запустил 150 школ в проект. К 2021 во всех школах будут преподавать самбо в качестве третьего урока физкультуры. Это правильный подход, я считаю. Наш отечественный вид спорта должен занимать лидирующие позиции. Не потому что так хочет федерация, а потому что самбо – часть России. Оно зародилось у нас. Мы должны относиться к нему, как к родному ребенку. Давать все самое лучшее. Конечно, надо развивать и другие виды спорта, но наш – в первую очередь. Вот Краснодарский край это делает.
Выделю ещё Бурятию. Глава республики Алексей Цыденов тоже активно продвигает самбо. Около 30 школ вступили в проект. Кроме этого, работает и «Самбо в вузы».
– Будут ли новые проекты в 2020 году?
– Сказать сложно. Надо развивать те, что запустили. «Самбо в школу» – это уже программа. Не проект. С этим согласилась и Ольга Голодец. С чем сталкиваются регионы, которые хотят ввести уроки самбо на занятиях? То оборудования нет, то учитель не обладает нужными навыками. А когда будет программа, таких проблем не возникнет. Потому что появится финансирование из бюджета.
Президент поставил задачу увеличить количество людей, занимающихся спортом, на 55%. Наша программа увеличит на 15%.
Кстати, мы вышли с инициативой, чтобы в институтах будущим преподавателям физкультуры включили в обучение самбо. В вузах изучают баскетбол, волейбол, а наш спорт нет. Из-за этого, когда молодой специалист приходит работать в учебное заведение, а там есть «Самбо в школу», он не может преподавать, так как не обладает навыками.
– А центры самбо появятся?
– Конечно. В Москве планируем открыть Международный центр самбо в Лужниках. Но ближе к 2021 году. Кстати, там проведём чемпионат мира.
В центре будет находиться база подготовки и переподготовки тренерских кадров. Туда могут приезжать и иностранные тренеры, чтобы получить повышение квалификации. Появится научно-методический кабинет, национальный музей самбо. В нём постараемся собрать всю историю нашего спорта: передадим кубки, медали, грамоты. Люди со всего мира смогут познакомиться поближе с российским единоборством. Узнают, каким оно было раньше, кто основатель, какие сегодня у него герои. Конечно, в центре также появятся залы для соревнований. Сборные команд смогут приезжать и готовиться к турнирам. Будут проходить и мастер-классы.
Также на территории спорткомплекса «Лужники» поставят монумент «Основоположникам самбо в России».
В 2020 откроем немало Дворцов и центров самбо в других городах. Например, в Хабаровске, Брянске, Керчи.
– На заседании оргкомитета по развитию самбо вы говорили, что нужно установить памятную дату «День самбо». Что это даёт? Разве мы не отмечаем?
– Отмечаем. Но, считаю, что в этом есть неравноправие. Люди празднуют день радио, медицинского работника, железнодорожника. А почему дня самбо нет в календаре? Надо узаконить. Это же наш отечественный вид спорта. Мы должны им гордиться.
Такой шаг даст возможность более открыто говорить о самбо, привлечь СМИ. Тем более, на мой взгляд, на телевидении говорят об этом мало.
– Недавно прошёл чемпионат мира по самбо в Южной Корее. Наша сборная взяла 20 золотых медалей. У МОК не возникнут вопросы, мол, зачем давать России постоянное признание, если она занимает первые места на турнирах? Конкурентов же нет.
– А если бы другая страна взяла золото, вопросов не было бы?
Это наш вид спорта, конечно, мы сильны в нём. Чтобы попасть в Олимпиаду, нужна стратегия. Какая? Отдать все медали? Нет. Тут спортивный принцип: если ты сильный, получишь золото. Неправильно так рассуждать: если Россия занимает первые места, то на Олимпиаду её не пустят. Японцы вот всю жизнь выигрывают олимпийские медали по дзюдо. Никто их не может обогнать и не обгонит. Потому что это их спорт, корни, традиции. Никого это не смущает. В Канаде хоккей воспринимается как религия. Когда показывают его по телевизору, вся страна наблюдает.
А что касается конкурентов, то у российских спортсменов они есть. В мужском самбо – Грузия, Беларусь, Казахстан, Монголия. В женском – Украина, Болгария.
– Что нужно сделать, что самбо стало нашей религией?
– Надо создавать программы на ближайшие 10 лет, утверждать День самбо в календаре, показывать наш спорт по телевизору, писать о нём в СМИ. Нужно, чтобы государство тоже участвовало, поддерживало.
На всех международных встречах говорить о нашем виде единоборств, предлагать странам помощь с продвижением. Другие государства так и делают, а мы чего-то стесняемся. Самбо само собой в Олимпиаду не войдет, если не принимать мер.
Нужно, чтобы этого захотели все: президент, премьер-министр, народ. Когда все будет готово, люди в это поверят, будут поддерживать. Тогда самбо станет олимпийским, несмотря ни на какую политику. Даже если мы продолжим брать золотые медали на чемпионатах, все равно нас включат в Олимпиаду. Потому что остальные тоже захотят развивать наш спорт.
– На ваш взгляд, каким самбо будет в 2030?
– Сложный вопрос. Думаю, очень известным и узнаваемым.
Россия не может сегодня без самбо. Она создала этот вид спорта. Это наша история, гордость, культура. Самбо много не бывает, его и должно быть много.
Ксения КАЛУГА