Народная артистка РФ, актриса и режиссер Елена Цыплакова рассказала «Аргументам Недели» о том, что делает кино искусством и как ее фильмы повлияли на реальную жизнь людей.
– Сейчас часто поднимается тема того, что в России достойных кинокартин почти не снимают. Так ли это? Какое кино вообще можно считать стоящим?
– Это неправда. И об этом говорят фестивали: многие картины получают достойную оценку. Вот только кино сейчас по большей части продюсерское, цель которого – заработать. Это та проблема, из-за которой появляется не самая лучшая продукция, ведь продюсеры диктуют свои правила и иногда не дают возможности даже снять лишний дубль. Выработка огромная и это сказывается на качестве. Несмотря на это, у нас есть хорошее кино, есть хорошие сериалы. Но если зритель постоянно ищет огрехи, он будет радоваться, когда их найдет, но надо ставить целью просмотра любой картины получение эстетического удовольствия. Искусство должно помогать человеку совершенствоваться, давать почву для размышлений, наполнять новым и важным. И только такое кино можно считать достойным.
– Мы часто сравниваем наше кино с иностранным. Стоит ли гнаться за Голливудом или лучше выбрать свой путь?
– Говорят, что наше телевидение находится под покровительством Америки. Хозяева диктуют, а нас стараются подстроить под них. Есть тенденция находить зарубежные сериалы и адаптировать к российским реалиям. На мой взгляд, ситуация тупиковая – менталитет разный.
Я индивидуалистка, считаю, каждый человек должен быть цензором того, что он делает, должен следовать своим желаниям и мотивам. Самый верный путь – собственный. А чтобы делать качественно, нужно изучать шедевры, учиться у других, но не терять самобытность.
– Кино, которое заставляет подумать, сейчас не снимают, а смотреть его не хотят. Вышел у Быкова «Завод» и провалился в прокате, зато «Бабушка легкого поведения» сделала кассу на 30 млн. В чем проблема? Ценности изменились?
– Честно сказать, я не видела ни того, ни другого, но могу сказать, что ширпотреб – самая ходовая вещь. Многие хотят отвлечься от серых будней, поэтому с большей вероятностью пойдут на комедию, чтобы развлечься и отдохнуть. Я за кино, через которое говорят о важных вещах. Вместе с этим все фильмы разные: в плохих картинах бывает прекрасная операторская работа, актерская игра. Или, наоборот, кино потрясающее, но ситуации в нем провальные. Искусствовед Ирина Антонова говорила, что в русском искусстве есть два обязательных компонента: этика и эстетика. Если они выпадают, а художник продолжает деятельность – это просто творчество, но не искусство.
globallookpress.com, © Eugeniy Azmetiev
– Чем вы как режиссер руководствуетесь, создавая кино?
– Самое главное в моих картинах – жизнь человеческой души. Как писал Достоевский, мелочи жизни для человека бывают так же важны, как и серьезные события. Мне нравится добавлять детали, которые делают фильм человечным. В Евангелии говорится, что совершенны те, у кого «чувства навыком приучены к различению добра и зла». Этой фразой во многом определяется задача искусства, и я стремлюсь к тому, чтобы её выполнить. Пытаюсь сделать так, чтобы люди пришли к осознанию себя и окружающего. Случилась однажды история, которая всегда напоминает мне о том, что режиссура – огромная ответственность. Подошла ко мне на мероприятии адвокат и сказала, что с моими «Семейными тайнами» связан случай в её карьере. Несколько дней подряд к ней приходили люди и забирали иски о разделе имущества. Без разговоров, просто закрывали дела и уходили. Она начала думать, что в ней какая-то проблема, недоброжелатели и конкуренты пустили неприятный слух или что-то в этом роде, но дело оказалось в другом. Когда адвокат спросила у одного из клиентов, почему он забирает иск, тот ответил, мол, посмотрели «Семейные тайны» и подумали, что нечего делить, мы к Богу идем, поэтому договоримся. Этот случай для меня – высочайшая оценка.
– Если говорить об актерской школе: как она изменилась?
– Многое зависит от педагогов, но у большинства молодых актеров цель одна – отучиться и «взять от жизни все». А я скажу, что, если возьмешь все – тебя «стошнит». Когда я уехала из Питера в Москву, отец написал несколько писем и обозначил их как «Послание поколению». Там есть фразы, которые очень важны для меня. Например: «Старайся вводить себя в каждый новый день осмысленно и ново, тогда жизнь не будет скучна». Писал, что нельзя отпускать радости труда, чтобы не обрести бремя существования. Помню, прислала ему письмо, рассказывая, с кем общаюсь – с «золотой молодежью». Папа ответ: «Не прилипай к ним прочно, потому что они в ближайшее время станут подонками, будут жить сладкими воспоминаниями о лихо прожитой жизни, а это спуск с горы, а подъем в гору в одиночку». Сейчас, увы, письма никто не пишет, молодежь постоянно в телефонах. Перед съемками уткнутся в гаджеты, новости листают, текст учат. Раньше на репетициях в любую свободную минуту про кино говорили, обменивались опытом, а теперь никому не интересно. Личное общение перестало быть нужным, да и устоявшиеся идеалы теряют ценность. Моя подруга работает на телевидении, однажды я ей позвонила, она плачет, говорит, искали судьбы людей для документального проекта, хотели рассказать о ком-то простом и интересном. Пришел продюсер и сказал, дескать, что вы мне тут муть пишете, мне нужен материал для быдла из спальных районов. И это тот, кто работает в сфере массовых коммуникаций! То, что происходит сейчас, поражает, но высокое искусство не умирает и не умрет, пока есть те, кто делает свое дело осмысленно и вкладывает в него душу.
Валерия ШАВЕЛЬЕВА