Должностные лица Улан-Удэ могут пойти под суд из-за крупной коммунальной аварии
№ () от 15 ноября 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Широких ]
Уголовное дело завели в Бурятии после крупной аварии, из-за которой на три дня остались без воды более ста тысяч человек, а это около четверти всего населения Улан-Удэ. Под суд могут попасть должностные лица городского водоканала и мэрии. Сотрудники следственного комитета России провели обыски в МУП «Водоканал» Улан-Удэ.
Все началось с того, что на одной из улиц в спальных районах города провалился грунт. Как установила аварийная бригада, выехавшая на место, причиной провала стал размыв коллектора сточными водами. Труба обвалилась, заилилась и забилась песком и отходами, а канализационные воды продолжали поступать в разрытый котлован. Это очень мешало аварийным работам, было принято решение ограничить холодное водоснабжение. Вот так без воды остались, по разным подсчетам, от 80 до 100 тысяч человек.
Аварии на сетях для Улан-Удэ, чье коммунальное хозяйство насквозь проржавело, дело уже обычное. В среднем, если судить по оперативной сводке города, таких отключений в неделю происходит по 5-6, по несколько в каждом из трех районов города. Как правило, устраняются они в течение нескольких часов, так что и в этот раз аварийная бригада надеялась справиться с ситуацией максимум в течение 10-11 часов. Изначально даже подвоз воды для жителей организовывать не планировали, настолько оптимистично были настроены местные руководители. Однако быстро все исправить не получилось.
Катастрофическое обезвоживание
К десяти утра следующего дня, когда стало понятно, что все серьезно, в городе был введен режим ЧС. К этому времени без воды сидели 475 многоквартирных и 810 неблагоустроенных и частных жилых домов. Также воду отключили в 44 социальных объектах: 14 детских садах, 14 школах, 10 медицинских учреждениях, 6 учреждениях с круглосуточным проживанием, в том числе Республиканской клинической больнице скорой медицинской помощи, Детской республиканской клинической больнице, Городском перинатальном центре. Школы и детские сады отказались принимать детей уже на следующее утро — СанПин запрещает им работать без централизованного водоснабжения и водоотведения. Чуть позже больница скорой помощи заявила о прекращении на сутки приема больных — по согласованию с министерством здравоохранения граждан отвозили в другие медучреждения с хирургическими отделениями.
У жителей Улан-Удэ в это время не было воды даже на приготовление пищи. Трех водовозок, которые наутро выделили для подвоза воды, было явно недостаточно на сотни тысяч человек, число машин начало расти едва ли не в геометрической прогрессии. Город бросил на место максимально возможное количество техники, свои водовозки прислали близлежащие районы. Но ситуацию это не особо разрядило — к водовозкам моментально выстраивались длинные очереди из людей с ведрами, канистрами и бачками. Те, у кого оставались силы шутить, начали припоминать времена советского дефицита. Со стороны и в самом деле было похоже — с той лишь разницей, что люди выстроились не за колбасой, а за водой. Куда более необходимой.
Пострадавшим помогали родственники: привозили воду из других районов, те, у кого есть автомобили, ездили за водой сами, до ближайшей водоколонки. Для технических нужд воду пытались сливать из батарей, где она еще оставалась и даже была теплой. Так, однако, повезло не всем — часть домов в зоне отключения заодно с водой лишилась и отопления.
Появились волонтеры, которые заявили о готовности разносить воду по квартирам маломобильных граждан, которые не в силах сами выйти за ведром воды даже в соседний двор. Местный завод по выпуску безалкогольной продукции выделил городу 1400 пятилитровок, их отвезли в районную администрацию и распределили нуждающимся. На помощь горожанам пришли дислоцированные под Улан-Удэ военные, они тоже развозили воду, в целом больше 50 тонн. Вместе с волонтерами появились и мошенники, решившие подзаработать: эти граждане, представляясь сотрудниками мэрии, продавали желающим воду. В общем, все выживали, как могли.
Трубы и время
Между тем восстановительные работы продолжались, и сроки их завершения переносились несколько раз. Основной причиной длительности аварийных работ стала очистка трубы: она заилилась почти на 40 метров. Поняв бесперспективность расчистки старой трубы, решили построить новый обводной участок трубопровода длиной 66 метров. Параллельно появились и первые версии того, как такая крупная авария вообще стала возможной. Ожидаемо во всем обвинили время. Дело в том, что разрушившийся коллектор был построен еще в 1976 году и не ремонтировался с того времени ни разу. Даже труб такого диаметра сейчас в коммунальном хозяйстве уже в принципе нет, так что пришлось стыковать девятисотмиллиметровую трубу с метровой, что тоже не способствовало скорейшему завершению работ. Сказалось и то, что опыта ликвидации аварий подобного масштаба у города не было. Как отметил на заседании комиссии по ЧС заместитель руководителя администрации Улан-Удэ Олег Екимовский, авария такого масштаба в городе вообще произошла впервые.
Мэр города Александр Голков поспешил выступить перед прессой и отвести от себя, что называется, гнев людских масс и перевести вопрос в плоскость межбюджетных отношений. Городские власти, напомнил он, неоднократно сигнализировали и ставили вопрос о старении и физическом износе коммунальной инфраструктуры. Теперь они планируют говорить об этих вопросах «в более полный голос».
«Мы не зря говорили о межбюджетных отношениях, — подчеркнул мэр. — Улан-Удэ — это огромное коммунальное хозяйство, которое надо поддерживать на должном уровне. Для того чтобы закрыть ежегодные плановые ремонтные проблемы с износом сетей, нужно менять 40-42 километра сетей в год, а вместо этого мы меняем от 8 до 12 километров. Конечно, износ будет увеличиваться быстрее, чем плановые работы».
Вопрос об увеличении финансирования на городские нужды за счет субсидий и отчислений налогов городские власти ставят уже давно, это правда. Как и то, что, по некоторым данным, ремонт коллектора в нынешнюю аварию обошелся в полтора миллиона рублей, а несколько лет назад тот же самый градоначальник, недолго собираясь, потратил 58 миллионов бюджетных средств на закупку нескольких сотен инновационных мусорных баков итальянского производства.
Деньги на мусор
Эти баки были предназначены для раздельного сбора мусора, «чтобы было, как в Европе», их расставили по всему городу, закупили специальную технику для работы с ними, бодро отрапортовали о внедрении в городе современной практики. При этом, правда, никто не подумал, что раздельный сбор мусора в Бурятии и не мог пойти дальше этих дорогих баков. Просто потому, что весь мусор из них вывозился на городской полигон и там благополучно сваливался в одну кучу.
Инновационные баки среди горожан быстро стали мемом, а теперь их снова припомнили Голкову. «Лучше бы эти миллионы на коммуналку тогда направили, хотя бы этот же самый коллектор отремонтировали. А то ведь у нас просто от старости обвалилась труба, обеспечивающая водой 100 тысяч человек, и ее даже ни разу не ремонтировали. Почему?» — вопрошают горожане в соцсетях.
Кто ответит?
Почему — разбираться теперь будут следственные органы. Главное следственное управление СК России возбудило уголовное дело согласно ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Причиной аварии стала ветхость разрушенного участка канализационного коллектора и непринятие мер по его своевременному ремонту, отметили в СКР. При этом текущий и капитальный ремонт участка сетей водоотведения — канализационного коллектора протяженностью 10 метров — не проводился и не был включен даже в план мероприятий по подготовке жилищно-коммунального комплекса города к отопительному сезону 2017-2018 гг.
Следователи уже осмотрели место происшествия, опросили ряд лиц, в том числе сотрудников предприятия и администрации города, провели обыск на городском «Водоканале», изъяли техническую документацию. Как полагает следствие, должностные лица МУП «Водоканал», проявляя недобросовестное отношение к службе, «действуя вопреки своим должностным обязанностям по обслуживанию и ремонту систем водоснабжения и водоотведения Улан-Удэ, не обеспечили безопасность систем водоотведения и не предотвратили аварию». Руководство компании к ситуации, нужно сказать, относится довольно спокойно, меланхолично заявляя, что они не видят ничего особенного в обысках: мол, в любой чрезвычайной ситуации дело ставится на контроль в Москве, так что практика обычная.
Дело завели и в отношении представителей мэрии. Там тоже не особенно боятся: «Здесь никаких жареных фактов нет, нормально работаем. Но, к сожалению, мы должны отвлекать наших руководителей и сами отвлекаемся, такая процедура», — заявил председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский на городском брифинге на этой неделе. А горожане, конечно, рады, что в их квартиры вернулась вода, но все же уверены: за произошедшее кто-то должен ответить. Ведь иначе все может повториться, только уже зимой.