Уже в 15 00 на стене речного вокзала в Казани висели списки пропавших без вести. В понедельник, во второй половине дня, стало ясно, что они превращаются в списки погибших. И тогда, еще до официального объявления траура, казанцы понесли сюда цветы и игрушки – зайчики, мишки, котята… Около 50 детей оказались заперты в музыкальном салоне, где для них проводили развлекательную программу.
О том, что в акватории Куйбышевского водохранилища терпит бедствие некое судно, журналисты узнали от очевидцев – они звонили в местные телекомпании и в информационное агентство. В МЧС подтвердили, что около 14.00 воскресенья у деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана в трех километрах от берега на глубине 20 метров потерпел крушение двухпалубный теплоход «Булгария», который выполнял двухдневный экскурсионный рейс «Казань-Булгары-Казань». По первоначальному сообщению на борту находились около 20 пассажиров и 33 члена экипажа. Это сразу вызвало большие сомнения – запускать в рейс теплоход, рассчитанный на 140 мест с таким количеством пассажиров, экономически не выгодно и ни одна частная компания на это не пойдет. И действительно, количество находившихся на борту стало стремительно расти и теперь достигло уже 208 человек (и эта цифра ещё не окончательная), намного превысив все допустимые нормативы.
Чтобы понять причины трагедии, надо знать местность, где она произошла. Камское устье – пожалуй, самое широкое место на Волге. Кроме того – это акватория Куйбышевского водохранилища. Ширина реки здесь достигает и 100 км. В районе катастрофы Волга простирается на 40 километров. Что это за расстояние, достаточно представить себе, что если бы от Спасской башни московского кремля начиналась вода, то грести пришлось бы до самого Домодедово. Шторм на таком водном зеркале – дело серьезное. Это не деревенская речка с пескарями, это Волга, которая никогда не прощала небрежного отношения к себе. Кто плавал в советское время, помнит, что и более серьезные суда класса река-море во время штормового предупреждения жались к берегу, где волна не такая серьезная, и вставали на якорь пережидать. Шторм и ливень застал «Булгарию» в пути. Теплоход шел на одном двигателе. Как рассказали специалисты, топливо перекачали в бак двигателя действующего и это, скорее всего, дало крен на правый борт. Члены экипажа сообщили, что перед крушением судно стало неуправляемым, в результате, подставив бок под высокую волну, корабль просто перевернуло. Кондиционеров и вентиляции не было, поэтому многие держали иллюминаторы открытыми и это тоже способствовало быстрому проникновению воды. Ну и, наконец, сама конструкция теплохода 1955 года постройки не предусматривала герметичных перегородок. Вода беспрепятственно проникала всюду и судно затонуло всего за 2-3 минуты. Однако окончательные выводы должна сделать правительственная комиссия во главе с министром транспорта России Игорем Левитиным.
Спаслись только те, кто находился на палубах или смог выбить стекла верхних кают. Дети этого сделать не могли, они остались в музыкальном салоне. Те, кто спасся, провели в воде 1,5-2 часа ожидая помощи. За это время мимо проплыли грузовое судно «Волганефть» и некая баржа, которые не спасли тонущих. Сейчас невозможно сказать точно, но не исключено, что спасенных было больше, приди экипажи этих кораблей на помощь. Даже если на одного больше – и это много!
А пока в списке живых 79 человек. Их спасли экипаж и пассажиры трехпалубного теплохода «Арабелла». Они вышли из древней столицы края города Булгары через полтора часа после «Булгарии». Заметив людей в воде, стали собирать всех, кто был виден на поверхности – кто-то был на плотах, кто-то цеплялся за буи, многие просто держались на воде за счет спасательного жилета. Уже потом, в Казани, спасенные рассказывали, с какой деликатностью к ним относились экипаж и пассажиры «Арабеллы» - никого не отпихнули, не сказали «попозже, следующим рейсом шлюпки». Собирали теплую одежду, кутали в одеяла, накормили.
Спасатели МЧС на место крушения выдвинулись немедленно. Над акваторией барражировали три вертолета, с катеров искали людей. Оставалась надежда, что кто-то смог достичь вплавь какого-либо острова на Волге. Но до берега самостоятельно доплыл только один человек. На место трагедии выехал премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. Президент республики Рустам Минниханов, еще до указания из Москвы, прервал отпуск и срочно вылетел в Казань, где лично возглавил оперативный штаб.
А в это время в казанском речном порту стали собираться родственники злополучного рейса. Долгое время они не имели никакой информации о своих близких и это приводило в отчаяние. А власти и сами долго не могли понять – сколько же было людей на борту «Булгарии»? Наконец списки стали появляться. Люди ждали прихода «Арабеллы», надеясь, что именно их родные окажутся на его борту. А потом, те, кто не дождался, долго бросались к любой посудине, которая заходила в порт, надеясь на чудо. Но больше спасенных не было.
В понедельник водолазы стали поднимать тела утонувших? и список погибших начал стремительно расти. Поисковые работы ведутся при свете фонариков. Водолазы говорят, что им, приходится переживать сильнейшие нервные и психические перегрузки, трупы пассажиров появляются из мрака всегда неожиданно и к этому нельзя привыкнуть. Поэтому некоторые не выдерживают и просят замену. И еще очень много мертвых детей. Как признаются водолазы после всего увиденного на погибшей «Булгарии» очень хочется поскорее вернуться домой и обнять своих детишек. Со всеми, кто провел рабочий в царстве мертвых, на берегу работает психолог.
На берегу мертвецов с « Булгарии» не задерживают. Их на рефрижераторах, отвозят в Казань. Здесь в морге судебно-медицинской экспертизы проходит процедура опознания. Людям показывают фотографии и если они кого-то узнают, то провожают в траурный зал на опознание. Сам морг оцеплен полицией. Здесь же работает служба ритуальных услуг, дежурят психологи и врачи, для родственников погибших организовали горячее питание. Все расходы по организации похорон взяло на себя правительство Татарстана.
Казань город большой – более миллиона жителей. Но сами казанцы часто называют его большой деревней – до такой степени здесь люди плотно общаются между собой. Поэтому трагедия с теплоходом «Булгария» повергла в шок всех. С кем бы не приходилось общаться в последние дни, обязательно находился кто-то у кого на «Булгарии» были родственники, друзья, знакомые, знакомые знакомых. Коллега рассказала – пришла домой, а квартира соседей открыта настежь. Погибла вся семья. А на форуме сайта ХК АК Барс болельщик сквозь слезы делится впечатлениями от пережитого: 9:04 81 Green Shouters (Мы еще вернемся!): был до утра в морге на опознании. опознал только 2 из 4.. на лицах погибших без исходность и страх.... Храни Нас Всех Господь!
Поэтому люди несут цветы и игрушки к списку на стене речного вокзала. И, наверное, еще долго будут это делать потом. Но уже сейчас они задают себе массу вопросов. Неужели никто не знал о техническом состоянии «Булгарии»? Почему оно вышло в рейс? Почему на его борту было на 50% больше людей, чем позволяет его грузоподъемность? Неужели власти не знают, что со времен Советского Союза на Волге не появилось ни одного нового теплохода – ни большого, ни маленького? Откуда такая уверенность, что корабли – они вечные? Почему говоря о развитии туризма и строя гостиницы в Приволжских городах, новых кораблей не закупают? А ведь есть вдоль Волги еще и села, до которых добраться только по воде и на каких посудинах они плавают? Куда делось Волжское речное пароходство с центром в Нижнем Новгороде, о котором в эти дни никто даже и не вспомнил?
Наверняка сейчас начнут искать стрелочников и высокие должностные лица, нахмурив брови с максимальной решимостью, потребуют их наказать «по всей строгости». И найдут. Но когда будут искать, пусть вспомнят что рассказывали члены экипажа «Булгарии» о своем капитане и учтут это: Капитан корабля отказался покинуть борт и ушел под воду вместе с ним стоя за штурвалом, его жена тоже не покинула судно и своего капитана.