Инноваторы получают возможность внедрять свои разработки, а компании находят толковых IT-специалистов
Глубокое погружение и площадка для роста
Если вы придете на хакатон в инновационный центр «Аквариум» в разгар работы, то не увидите привычного актового зала. Здесь будут рабочие зоны, в которых трудятся IT-специалисты. А рядом — заходить тихо и осторожно, свет не включать! — зал для отдыха с пледами, надувными матрасами. И еще — зона питания, где проводятся кофе-брейки и разные перекусы.
Хакатон — это целая система, которая функционирует 48 часов. Чтобы в итоге команды путем соревнования выдали лучшую идею для отрасли, компании, муниципалитета.
Это нестандартная практика. Почему она длится 48 часов?
— Мы не спим, организм погружен в стресс, есть дедлайн и есть конкуренты,— поясняет участник хакатона Александр Жданов. — Здесьребята «прокачивают» свои навыки порой гораздо эффективнее, чемвобычной жизни. Стрессовая ситуация, когда мозг погружается в задачу и начинается соревнование, гонкапозволяют так сконцентрироваться, что всенавыки начинают стремительно развиваться. Я спал за двое суток пять часов, другие — вообще по часу. Но даже когда ты отдыхаешь, твой мозг работает. Решение может прийти даже во сне.
Для Александра это десятый хакатон, ау его соратника по командеДалера Хомидова — двадцать второй. Так что они уже «старожилы». Самому молодому участнику хакатонов пятнадцать лет, и он не пропускает ни одно мероприятие.
Мы познакомились на недавнем хакатоне, который проходил в «Аквариуме» по треку «Строительство». Организаторы предложили командам за 48 часов разработать сервис для решения проблем и оптимизации управления персоналом в строительной отрасли. При этом учитывалась специфика региона.
Айтишникам создали все условия, но главное, чтовсе эти двое суток с ребятами работалиэксперты, кураторы, трекеры, бизнес-консультанты,которые оценивали, помогали, направляли.
Организует хакатоны Фонд развития инноваций Краснодарского краяв рамках нацпроекта«Малое и среднее предпринимательство». В 2024 годубыло проведено шесть хакатонов, в которых приняло участие порядка 350 человек.
Хакатоны — часть уникальногопроекта «Воронка инновационных стартапов». Это масштабныйрегиональный проект развития инновационного потенциала Краснодарского края. Ежегодно вего рамкахпроходитболее восьмидесяти мероприятий. В них участвует более 2500 человек. Мероприятие реализуется при поддержке Департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.
— Строительная сфера — одна из популярных и социально значимых. За три сезона это уже восьмой хакатон в отрасли. Кейсы не всегда легкие, но их решение всегда эффективно. Участники показывают жизнеспособные разработки, которые позволяют зарекомендовать себя как технологических специалистов и направить продукты на дальнейшую реализацию на благо региона,— рассказала исполнительный директор Фонда развития инноваций Краснодарского края Ольга Лукашева.
Как пояснили организаторы мероприятия, специалисты Фонда развития инноваций, это площадка для глубокого погружения. Здесь не только обучаются, общаются, творят: уинноваторовпоявляетсявозможностьвстретиться на одной площадке с солидными партнерами,представителями компаний. А специалистыФонда развития инноваций краярассказывают, как можно дальше вывести на рынок, интегрировать в него инновационнуюразработку. Ведь государствозаинтересовано не только в том, чтобы развивались лучшие идеи в регионе,но и чтобыэти проекты были внедрены в жизнь.
Сюда может зайти любой разработчик
Призовой фонд хакатона —триста тысяч рублей. Участвовалопятнадцать команд, а оценивали проекты очень строго.
— Оценка решений идеттрехэтапная,— пояснили организаторы. — Первый этап — техническая оценка. У нас есть технические эксперты, которые работали с командами 48 часов. Они на выходе оценивали решение команды с технической точки зрения. Вторая оценка — трекеров. Это бизнес-консультанты, которые помогают выстроить ребятам качественный и коммерчески привлекательный продукт, который будет отвечать реалиям рынка. И наконец,третий лот — это оценка жюри. Оно оценивает,насколько решение жизнеспособно.
Самый интересный момент — презентация проектов. Ребятамотводитсявсего пять минут, чтоб представить свою разработку. И три минуты — ответы на вопросы. Всё очень жестко, ни секундой больше.
Проекты достаточно интересные: с использованием искусственного интеллекта приподборе вакансий, совмещение с обучающими платформами, мотивация к оформлению статуса самозанятого.
Так, команда«Т.В.Р.» при формировании своего решения учлаконфликт интересов:работникам не нравятся условия труда, им не хватает стимулов для качественной работы.А у работодателей проблема — нехватка персонала, недисциплинированность низкоквалифицированного персонала: можетне явиться на смену.
— Мы решили создать приложение для работников и совместить его с обучающей платформой,— предложила команда. — Наш продукт — приложение для эффективного поиска работы и сотрудников в строительной сфере, где можно развиваться иустраиваться на работу. Работникам мы даем возможность получить дополнительные знания, повысить квалификацию, возможности карьерного роста, а девелоперам даем возможность выбора квалифицированных специалистов. В ближайшее время мы готовывыпустить продукт на рыноки уже через полгода можно спокойно разрастаться, выходить на Беларусь и Киргизию.
Оживление в зале вызвала интересная идеяв маркетинге, рассчитаннаяна женскую аудиторию:«Устрой мужа на работу с выплатой на твою карту». Это предложили финалисты хакатона — команда «Техноцех».
На вопрос жюри о том, почему так необычно рекламируется сервис, команда ответила:
— Мы обзванивали исполнителей с крупной платформы по найму персонала. В ряде случает трубки брали женщины и спрашивали: «А вы звоните моему мужу по работе?» Мы поняли направляющую силу жен в поиске мужской работы и решили ее задействовать.
Первое место и сто пятьдесят тысяч забрала команда «Ресерч.спейс» за разработку системы «Работяга+». Программа привлекает специалистов за счет общей маркетинговой стратегии и реферальной системы, удерживает кадры и дает возможности для обучения и развития работников.
Второе место и сто тысяч рублей получила команда «Арите» за универсальную экосистему для управления персоналом. Третье место и пятьдесят тысяч рублей — у команды «Техноцех». Разработчики создали B2B-платформу со встроенной системой искусственного интеллекта для управления рабочим персоналом.
Охота за головами
Член жюри и руководительАссоциации застройщиковКраснодарского краяи Республики Адыгеи Олег Колмычек уверен, чтоцифровизация — одно из важнейшихнаправлений сегодняв строительной отрасли.
— Существует много различных программ, которые помогают как застройщикам в их производстве, так и жильцам при эксплуатации объектов недвижимости,— поясняет ситуацию Олег Колмычек. — Мы заключили соглашение о сотрудничестве с Фондом развития инноваций Краснодарского края, оно направлено на более широкое применение различных цифровых технологий в сфере девелопмента. И хакатоны в этом помогают.Сегодня нам нужна эффективная цифровая платформа взаимодействия персонала со строительными компаниями. Нам нужны цифровые решения, чтоб выстраивать эффективную экосистему в строительной отрасли.
Олег Колмычек отметил, чтопри поддержкекраевых властей успешно работаеттакая отличная отраслевая площадка, где обкатываются интересные проекты. По сути, любой разработчик может прийти сюда и предложить интересное решение.
По сути, хакатоны — это еще и «охота за головами», ведьIT-специалисты сегодня в большой цене.
Далер Хомидов — спикер и лидер команды-победителя, студент четвертого курса Кубанского государственного университета. В хакатонах — полный ас. Не пропускает ни одногомероприятия.
Далер рассказал, чтооднажды на одном из хакатоновпредставителю компании очень понравились идеи, которые он озвучил на презентации.
— И меня пригласили в компанию на временнуюработу,— рассказывает Далер. — Нас часто также приглашают для работы над определенной задачей, с гибким графиком, это не всегда полная занятость, но нас это устраивает. Когдавыпускники вузаприходят к работодателю, у них могут быть очень интересные идеи, но пустое резюме:ты же пока еще нигде не работал. Но если ты уже поучаствовал в мероприятиях Фонда развития инноваций Краснодарского края, это может бытьяркой страницей в твоей будущейтрудовойбиографии.
Приходишь с идеей, а уходишь с готовым стартапом
Одно из основных преимуществ хакатонов в том, что здесь идет стремительное развитие, рассказалиего участники в кулуарах.
— На одном из хакатонов, он был посвящен развитию туризма,мы тоже вышли в лидеры,— рассказывает Далер Хомидов. — Потомобъединились с другой командой, которая также участвовала в этом хакатоне, и пошли в акселератор Фонда развития инноваций Краснодарского края. Вакселераторемы более глубоко проработали наше решение, спрогнозировали,как оно будет работать на рынке. Демоверсия уже готова. Это наш стартап. Мы будем доводить продукт до конца и пытаться вывести его на рынок. Это самое сложноеи интересное.
У Далера оформлен статус самозанятого. У него уже есть несколько предложенийпо работе.
— У нас так бывает, что мы проработаем идею, а потом идем с ней либо в акселератор, либо на грант,— продолжает мой собеседник. — Я знаю немало представителей крупных компаний,которые приходят на хакатоны и ищут свежие идеи, толковых айтишников. Если им кто-то понравился, они приглашают к себе в команду на работу.
Хакатон — это история о том, как прокачать свои навыки,уверен Далер Хомидов:
— Помню, когда я впервые вышел с презентацией своей идеи,вообще не умел публично выступать, был очень застенчивым. Здесь мозги очень быстро развиваются. И потом это прекрасная возможность всем профессионалам пообщаться. После хакатонов никто не уходит, команды между собой общаются, договариваются о чем-то, обмениваются информацией.
Владислав Калинский, капитан команды«Арете», занявшей второе место, уверен, что хакатоныдля молодых инноваторов — это, по сути, старт в будущую профессию.
— Мы учимся вчетвером на экономическом факультете Кубанского госуниверситета,— рассказал Владислав. — Навыки, которые мы здесь получили, помогут нам в дальнейшем. Наша команда уже участвовала в других хакатонах. На одном из них мы заняли первое место — делали платформу с искусственным интеллектом длякомпании мобильной связи. И после этого двоих членов нашей команды пригласили работать в штат этой компании.
Команда планируетдальше работать над своим решением. Очень хотели бы сделать его коммерческим, под заказ. Икогда доработают,это уже будет готовый стартап. С ним можно будет выйти на рынок. А дальше — искать инвесторов,заявляться на гранты.
— Можно «прокачать» свой проект и в акселераторе, который действует в Фонде развития инноваций края,— говорят ребята. — Это такая мощная доводка идеи до реального коммерческого продукта, что у многих уже в процессе учебы появляются первые продажи.