Internet.org Марка Цукерберга, или новые «интернет-миссионеры»
21 августа 2013, 10:13 [«Аргументы Недели», Андрей Гасилин ]
Коалиция крупных IT компаний во главе с основателем Facebook Марком Цукербергом запустила проект Internet.org, призванный снабдить Интернетом 5 миллиардов людей, всё ещё не подключённых ко Всемирной Паутине.
Не так давно компания Google делилась наполеоновскими планами по созданию сети воздушных шаров, доставляющих Интернет в труднодоступные области Земного шара. Не успел проект выйти в пилотную фазу, которая стартовала на территории Новой Зеландии, как у него объявился серьёзный конкурент в виде Internet.org Марка Цукерберга.
Основатель Facebook всерьёз задумался о тех миллионах несчастных, которые в разгар цифровой эпохи не имеют доступ к самому необходимому – Интернету. Дабы устранить эту несправедливость, Цукерберг задумал проект Internet.org и создал коалицию из крупных игроков IT рынка, в которую вошли Ericsson, Nokia, Samsung, MediaTec, Qualcomm и Opera.
«Всё, чем до сих пор занимался Facebook, – говорит Цукерберг, – имело основной целью обеспечение людей по всему миру возможностью общения. В развивающихся странах есть серьёзные препятствия к тому, чтобы участвовать в развитии интернациональной экономики знания. Internet.org – это концепция глобального сотрудничества, которая позволит преодолеть подобные трудности и обеспечит доступом в Интернет тех, кто сейчас его не имеет».
Благородная миссия, бесспорно. Обеспечить доступом в Интернет две трети населения Земли, которые сейчас лишены этого блага, – дело, несомненно, хорошее. Правда не стоит питать иллюзий по поводу филантропии Цукерберга и его соратников. Проект Internet.org – это, прежде всего, глобальная кампания по привлечению в Интернет-индустрию новых клиентов и, как следствие, – свежих источников дохода.
Согласно статистике, доля мобильного трафика возрастает с каждым месяцем. При этом мобильные устройства плодятся в безумных количествах и дешевеют на глазах. И, если обеспечить выходом в Сеть даже богом забытые страны и самые отсталые регионы, то дешёвые китайские «таблетки» и смартфоны сделают их полноценными участниками сетевой индустрии, включив в оборот виртуального бизнеса.
Конечно, поставленную задачу нелегко будет осуществить даже коалиции ведущих IT компаний. Невольно напрашивается сравнение с деятельностью христианских миссионеров Эпохи великих открытий, несущих Слово Божье в самые отдалённые уголки Земного шара. Но при содействии местных операторов связи и новых технологий, позволяющих расширить радиус действия передатчиков при снижении их себестоимости, новые «интернет-миссионеры» рассчитывают обеспечить Интернетом даже самые "дикие" регионы, в которых о существовании компьютеров знают только понаслышке.
Что ж, остаётся пожелать удачи господину Цукербергу и его претенциозному проекту. Будем надеется, что Россия с её необъятными территориями не откажется от участия в нём. Впрочем, учитывая последние тенденции в российском законодательстве, власти скорее затеют собственную кампанию по «интернетизации» труднодоступных областей, нежели пустят сюда западных «миссионеров».