История удивляет: союзный договор с Византией – свидетельство военной силы Руси перед началом её распада в первой половине 12 века
28 июля 2025, 11:47 [«Аргументы Недели», Олег Грищенко ]
Огромная мощь Руси в периоды киевских правлений Владимира «Мономаха» и его сына Мстислава Великого внушала уважение друзьям и страх противникам. Это один из парадоксов истории, потому что уже вскоре Русь начнёт распадаться на отдельные независимые княжества, многие из которых станут враждебными друг другу.
Рассматривая историю Руси начала XII века — до момента её разделения на Киевскую и Белую Русь, нужно отметить, что и весь более чем 100-летний период с момента смерти Великого князя Владимира Всеволодовича «Мономаха» до так называемого «нашествия монголо-татар» можно смело назвать одним из наиболее загадочных периодов истории древней Руси. Конечно, существует огромное количество исторических текстов, «детально» описывающих этот период, но явная избыточность в них бытовых деталей, нереальная «стенографичность» разговоров и детализация событий вызывают недоверие у всякого человека, мало-мальски знакомого с понятием «информационный подлог».
Вызывают сомнение подробные живописания многочисленных Давыдовичей, Олеговичей, Ростиславовичей и прочих князей, не прекращающих, на законных, а чаще на незаконных основаниях, суетную борьбу за великокняжеский престол и за владение различными территориями Руси. Иногда даже возникает впечатление, что все эти летописные «подробности» имели цель замаскировать какие-то по-настоящему значимые для русской истории мотивационные узлы и события.
Возможно, эти правки и ретуширования исторических текстов связаны с деятельностью немецких псевдоисториков — Байера, Миллера и Шлёцера, развивших в середине XVIII века бурную деятельность по «систематизации» русских летописей.
Как же тогда анализировать дошедшие до нас материалы об истории Руси начала XII века? Ключевой информацией здесь должны быть, во-первых, сведения об источниках поступления финансовых средств в русскую казну, объёмом которых так кичился перед немецкими послами князь Святослав Ярославович в 1075 году. Во-вторых, важно понять круг влияния Руси в этот период, который очерчивался направлением и результатами военных походов, перечнем данников и военных союзников. Третий вопрос, который необходимо прояснить, копаясь в мешанине летописных подробностей, — это вопрос о внутренней политике Руси, о её реальных и неписаных законах, регламентирующих взаимоотношения сословий и правообладание в стране.
На самом деле в многословных «первоисточниках» именно эти сведения фрагментарны, противоречивы и, порой, попросту мало достоверны. Важнейшей точкой опоры здесь являются отношения с Византией, которые и позволяют сформировать достаточно чёткую картину «образа» Руси того времени. Ведь лишь с князьями сильной Руси византийские императоры подписывали союзные договоры или обращались к ним за военной помощью. Сами же эти договоры гарантировали Руси огромные доходы, так как предусматривали отчисления ей от византийской «дани с проливов» (см. статьи в АН), которая и обеспечивала богатство Империи.
Так, известно, что в период киевского правления князя Владимира «Мономаха» (внука византийского императора Константина Мономаха по матери) начался новый «византийский проект», предусматривавший значительное укрепление связей между Русью и Византией. Причём, масштаб этого «проекта» свидетельствует о наличии у Владимира в то время сильной поддержки со стороны влиятельных византийских родов — упоминавшихся в одной из моих статей в АН как «прасины».
В 1114 году на Руси появился некий византиец, заявлявший, что он является Леоном Диогеном — считавшимся убитым сыном императора Романа IV. Владимир Всеволодович не просто признал права Леона на византийский престол, но и выдал за него свою дочь Марию. Затем, собрав большое войско, Владимир в 1116 году пошёл к византийской столице Царьграду (Константинополю) с целью «возвращения престола законному царевичу».
Император Алексий Комнин, не желая воевать с Русью, направил к Владимиру послов, которые, встретив русское войско на Днестре, «мир учинили», передав Леону дарственные грамоты на несколько дунайских городов.
А затем началась чисто византийская интрига «угроз без войны». В том же 1116 году царевич Леон в дарованном ему Доростоле был заколот наёмными убийцами по тайному повелению императора Алексия. Как ни странно, в тот момент это было уже выгодно и Владимиру, так как теперь он лично, без чужеродного зятя, мог оказывать влияние на византийскую политику от имени своего внука Василия — сына Леона.
Основной, внешнеполитической, целью «Мономаха» стало закрепление влияния на Византию «по праву» и использование этого влияния в интересах Руси.
В 1116 году посланные Владимиром Всеволодовичем торки — племена, заключившие с Русью договора о военной службе — напали на Дону на половцев, которые стали враждебны Руси. Торкам, по приказу императора, тогда помогли византийские печенеги, родственные половцам. Нападение было отбито, однако большие потери вынудили часть половецких племён уйти с Дона в восточное Причерноморье.
В том же 1116 году уже русские отряды Владимира Всеволодовича ходили на половцев к Донцу и, взяв три половецких города (Балин, Чевшлюев и Сугров), разорили их и вывели жителей на Русь.
А в 1117 году половцы получили последний урок от союзных Руси византийцев, вынудивший их надолго оставить какие-либо планы о самостоятельной политике вблизи византийских и русских земель. В тот год половецкие отряды, возглавляемые князем Аепой, пошли на дунайских болгар. Болгарский князь, по наущению византийцев, не стал воевать с половцами, а сразу предложил им большие откупные дары. Но сначала к половцам в лагерь доставили «от болгарского царя» много пищи и питья, которые оказались отравленными. Сразу после пира большая часть половецких воинов умерли в мучениях, а остальных, включая князя, пленили напавшие на лагерь болгары.
После этого ещё часть половецких племён ушла от византийских и русских границ. Так что, когда в 1120 году Ярополк Владимирович Переяславский ходил с войском за Донец в поисках половцев, он их там уже не встретил.
Половцы же других граничных с Русью земель подчинились Руси. Это подчинение было закреплено новым династическим браком, когда Владимир «Мономах» дал согласие на женитьбу своего сына Андрея на внучке половецкого князя Тугаркана.
Сразу после этого начались согласования между Владимиром и Алексием Комниным условий нового договора о дани и о взаимопомощи. Причём, захват византийских земель «Мономаха» не интересовал — о чём свидетельствует тот факт, что он без войны вернул Византии города, подаренные императором Леону. В 1119 году переговоры были завершены, все условия нового договора согласованы, и император Алексий послал на Русь к Владимиру официальное великое посольство со многими дарами.
Правда, вскоре после отправки посольства Алексий умер, но его сын, новый император Иоанн, не только подтвердил договор, подписанный с Владимиром Всеволодовичем, но в 1122 году попросил себе в жёны его внучку — Добродею.
Русь по-прежнему была сильна и могущественна. Сын Владимира «Мономаха» Мстислав, унаследовавший киевский престол в 1125 году, также приложил немало усилий для её укрепления. Но уже тогда внутри Руси зрели предпосылки её распада.
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет: