Из-за того, что князь Святослав, заняв киевский престол в 960 году, окончательно разорвал договорные отношения с Византией, императора которой Константина VII «Багрянородного» он винил в организации убийства своего отца, Русь лишилась прежних огромных доходов – части торгового налога с черноморских проливов. Поэтому Святослав, не желавший смирить свою гордость, попытался уже военным путём вернуть Руси эту дань.
Последовательно рассматривая деяния Святослава, нетрудно понять, что все его решения как правителя были подчинены именно этой цели – а вовсе не были следствием его авантюризма. Тем более что воцарившийся в 963 году новый византийский император – бывший военачальник Никифор II Фока – также отказался и от русской военной помощи, и от выплаты Руси дани. Так как в то время византийская армия очень укрепилась.
Очевидно, уже тогда у Святослава и его приближённых возник замысел захватить Болгарию, находившуюся у северных границ Византии, и там взять под жёсткий контроль побережье у выхода из пролива Босфор. То есть планировалось облагать проходящие там торговые корабли дополнительным налогом.
Интересно, что подобная ситуация имела место за несколько сот лет до этого – в 408 году до н.э. – когда Афины во время войны со Спартой, чтобы взять под контроль торговую деятельность союзного Спарте города Византий (будущий Константинополь), организовали свой таможенный пост у северного выхода из Босфора.
Планы Святослава на Болгарию стали вполне реальными после того, как в 963 году скончалась жена болгарского царя Петра – византийская принцесса Мария, под предлогом содержания которой Византия выплачивала Болгарии дань – а на самом деле, за военную помощь. Лишившись этих средств, Болгария, которая в отличие от Руси сама торговую деятельность не вела, начала слабеть.
Но прежде чем с ней воевать, Святослав укрепил восточные рубежи Руси – от Волги до Дона, прервав отношения проживавших там сарматских народов с Болгарией, а, главное – с Византией. Что исключило возможность для византийцев организовывать, как в прежние времена, отвлекающие нападения этих племён на Киевскую Русь. В 964 году были подчинены вятичи, обитавшие между Окой и Доном. В 965 году был разгромлен Хазарский каганат, большая часть земель которого находились в Поволжье. В том же году были покорены племена ясов, и касогов. Причём, по мнению В.Н. Татищева (18 век), косоги проживали в верховьях Дона, а вот ясы были жителями Валахии – то есть речь уже шла о землях рядом с Болгарией.
В этой ситуации византийскому императору Никифору II Фоке нужно бы было возобновить союзный договор с Болгарией. Однако бывший военачальник, очевидно, сам планировал захватить это граничное царство.
В 966 году болгарское посольство, явившееся в Константинополь, чтобы провести переговоры о заключении нового договора с Византией о военном союз и дани, было изгнано из Константинополя. Согласно тексту историка Льва Дьякона (10 век), император тогда заявил болгарским послам: «Ужасное постигло бедствие ромеев, если они, победители всех неприятелей, должны платить дань, как невольники, бедному и гнусному народу».
Нападение Руси на Болгарию стало неизбежным. Понимая это, часть византийской элиты склонилась к восстановлению отношений с Русью – на её условиях. В начале 967 года представитель этой группы сын херсонесского стратига Калокир прибыл в Киев. Он привёз Святославу 15 кентинариев золота (примерно 455 кг) и договорился негласно оказывать ему помощь в войне с Болгарией. Калокир, по версии византийского хрониста Иоанна Скилицы (12 век), пообещал Святославу «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные русами болгарские земли. За это Калокир попросил «помочь ему отнять у престарелого Никифора Фоки византийский престол». Русский князь милостиво принял эти предложения
В августе 967 года Святослав выступил в поход против Болгарии. В его войске кроме отрядов Киевской Руси были и многочисленные сарматские отряды, в том числе большая печенежская рать.
В некоторых исторических источниках содержится упоминание о том, что в войске Святослава было 60 тысяч человек. Однако, это явное преувеличение – минимум в два раза, так как, например, в византийском войске, направленном против Святослава в 971 году, было около 30 тысяч воинов.
Болгарское войско попыталось помешать русам перейти через Днестр. Но Святослав провёл свои отряды вверх вдоль Днестра и, лишь соединившись с подкреплением, посланным ему союзным венгерским королём, начал боевые действия против Болгарии. «С уграми Святослав имел любовь и согласие твердое» («Повесть временных лет»).
Очень быстро Святослав одержал победу. Тем более его воины имели значительно более эффективное снаряжение. Они были тяжело вооружены и защищены прочными кольчатыми кольчугами, скованными «взацеп», с которыми до 15 века не могли сравниться европейские брони.
План Святослава выполнялся успешно. Был захвачен болгарский участок Черноморского побережья и города на Днестре и на Дунае. Один из этих городов – Переяславец, находившийся в устье Дуная, стал главным форпостом Святослава.
С этого момента «дань с проливов» снова потекла на Русь. Как об этом написано в «Повести временных лет» (12 век), «взяв 80 градов по Днестру, Дунаю и другим рекам, Святослав остался жить в Переяславце, куда ему греки уложенную ежегодную дань бесспорно присылали».
Временно Византия с таким положением дел смирилась. Согласно записям итальянского посла Лиутпранда Кремонского, сделанным в Константинополе в июле 968 года, он «видел тогда русские корабли рядом с византийским флотом».
Однако император Никифор II Фока уже готовил своё войско к вступлению в войну на стороне Болгарии – так как русы оказались более опасным и требовательным соседом.
В 969 году император инициировал заключение брака между своим сыном и болгарской принцессой. Затем болгары, получившие от Византии большое количество золота и вооружения, начали боевые действия. Незадолго до этого Святослав уехал в Киев на похороны матери – Княгини Ольги. В его отсутствие болгары захватили Переяславец.
Надо отметить, что этот город пал не потому, что русы там плохо сражались. Просто в городе было мало войск, так как Святослав не ожидал, что быстро покорённая Болгария вдруг начнёт новую войну.
В.Н. Татищев писал о героической обороне в Переяславце русского отряда во главе с воеводой Волком. «Волк крепко во граде оборонялся», но испытывая недостаток продовольствия и зная, что многие горожане «имели согласие» с болгарами, решил увести отряд. Он объявил во всеуслышание, что будет обороняться в городе до последнего человека, и демонстративно приказал перерезать всех лошадей и солить и сушить мясо. А ночью он велел поджечь дома на той стороне города, которая была противоположной реке – и так завлёк болгар на штурм с этой стороны. Когда штурм начался, русские поплыли по Дунаю на своих ладьях и, захватив все болгарские корабли, уплыли в сторону моря. Они добрались до устья Днестра и там остались ждать Святослава.
Таким образом, в 969 году политическая ситуация явно требовала присутствия Святослава в южных землях. Поэтому явно ошибочен посыл «Повести временных лет» о том, что Святославу просто «не сиделось» в Киеве: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага».
Похоронив мать, Святослав отправился на юг, предварительно разделив управление подвластных ему земель между сыновьями. Старшего сына – Ярополка он поставил «со всею властию в Киеве», Олега отправил на княжение в землю древлян, а Владимира – в Новгород.
В.Н. Татищев писал: «По смерти Ольги Святослав воевал с болгарами и греками, имея помощь от тестя – князя угорского, и от князя ляцкого». «Князь ляцкий» – очевидно ПОЛЬСКИЙ князь.
Осенью 969 года войско Святослава осадило столицу Болгарии – Преслав (не путать с Переяславцем). За время осады в городе кончились припасы, и болгарское войско в начале декабря вышло за стены для сражения. В жестокой битве русы одержали победу; в плен были взяты сыновья болгарского царя Петра – Борис и Роман.
Русами были захвачены ближайшие к Преславу болгарские города, в том числе сильная крепость Доростол на Дунае.
Русь снова отстояла право на «дань с проливов». В связи с этим по Византии прокатилась волна возмущения против императора. 11 декабря 969 года в результате переворота Никифор Фока был убит. Но к власти пришёл не сторонник «партии», от имени которой в 967 году вёл переговоры со Святославом Калокир. На византийском троне оказался военачальник Иоанн Цимисхий, сторонник объявления войны Руси.
Возможно, люди из «партии» Калокира непосредственно участвовали в перевороте. Но Цимисхий, став императором, уже 25 января 970 года сослал всех заговорщиков на острова Эгейского моря. В том числе была сослана участвовавшая в заговоре императрица Феофана, влюблённая в Цимисхия.
И очень скоро началась фактически первая в истории война Руси с Византией (см. следующую статью в АН). До этого все русские «походы» к Константинополю имели демонстрационный характер; их целью всегда было лишь показать свою силу императору и после этого заключить с ним очередной договор о византийской дани – за оказание Русью военной помощи.
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:
• «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.
Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:
и на Яндекс Маркет:

